Зарыть деньги

Актуально
Москва, 29.05.2008
«Русский репортер» №20 (50)
На что в России можно потратить 13 трлн рублей? Премьер-министр Владимир Путин считает, что на развитие транспорта. На большом транспортном форуме в Сочи он утвердил сверхамбициозную федеральную программу развития транспортной системы страны до 2015 года. В ней много нового — от размеров финансирования до расстановки приоритетов

Речь идет о самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством», — подчеркнул премьер, который еще в бытность президентом лично постарался сделать эту программу «самой масштабной». Именно он в ноябре прошлого года настоял на том, чтобы Минтранс фактически заново переписал уже существующую федеральную целевую программу — продлил сроки ее реализации и сделал более дорогой. Цифра в 13 трлн не может не впечатлять. Однако не менее грандиозны и задачи, которые эти вложения призваны решить.

Министр транспорта Игорь Левитин на одном из недавних заседаний правительства назвал самые большие проблемы отрасли. Количество аэропортов в стране за 15 лет сократилось в 4 раза — с 1302 до 330. Уровень развития автодорог от­стает от уровня автомобилизации в 5 раз. 29% от общей протяженности федеральных трасс работает в режиме перегрузки, а 60% — вообще не соответствует нормативам. Участки с ограниченной пропускной способностью составляют треть протяженности основных грузообразующих железных дорог. Что же до речного транспорта, то на маршрутах в европейской части страны труднопроходимые участки занимают три четверти всей их протяженности. 148 мостов на федеральных трассах и более 17% всех судоходных гидротехнических сооружений — в предаварийном или аварийном состоянии. В 5 регионах вообще нет железных дорог. Из-за их нехватки не осваиваются 23 уже разведанных крупных месторождения полезных ископаемых. 40 тыс. населенных пунктов, где проживает более 3 млн человек, не обеспечены постоянной связью с общей транспортной сетью по автодорогам с твердым покрытием. Износ основных фондов на всех видах транспорта составляет до 70%. Список можно было бы продолжить, но Левитин, очевидно, рассудил, что и этого достаточно для обоснования запрошенной на программу суммы.

Тем интереснее узнать, на что именно пойдут эти деньги. План расходования средств еще окончательно не согласован, но основные контуры видны уже сейчас. И они кажутся неожиданными, по крайней мере на первый взгляд. Основной упор в программе делается не на автомобильные и железные дороги, которые в первую очередь приходят на ум, а на гражданскую авиацию и внутренний речной и морской транспорт. Именно они обычно находятся на периферии внимания государства. И вот теперь, когда цифры, отражающие степень их деградации, стали просто катастрофическими даже на фоне износа остальной транспортной инфраструктуры, Минтранс наконец обратил на них внимание. Левитин даже согласился на некоторое сокращение объемов финансирования дорожного хозяйства — только бы водному и воздушному транспорту выделили все в полном объеме.

Финансирование программы почти на две трети предполагается обеспечить за счет частных вложений — в одиночку бюджет такую нагрузку не потянет. Но вот вопрос: как привлечь инвесторов в проекты с такой медленной и невысокой отдачей, как транспортная инфраструктура? Премьер напомнил, что «там, где большие деньги, там всегда много потерь, и мы должны минимизировать эти потери». Имел ли он в виду только неэффективное расходование средств или сложности изыскания их в нужном объеме, наверняка сказать трудно. На бюджетные пять с лишним триллионов, конечно, можно сделать много полезного. Но чтобы пословица о дураках и дорогах канула в Лету, этого все же маловато.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №20 (50) 29 мая 2008
    Зарплаты
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Случаи
    Фотополигон
    Реклама