Суть конфликта такова: российский акционер (консорциум Альфа-Аксесс-Ренова, требует уволить главу ТНК-ВР Роберта Дадли, британский (ВР) — исполнительного директора Германа Хана. Совет директоров, который должен был собраться, чтобы разрешить этот спор, провалился — российская сторона покинула заседание, оставив его без кворума. Не помогло и вмешательство главы BP Тони Хейворта.
Мимо трудностей ТНК-ВР не прошел даже Путин, сказавший в интервью французской газете Le Monde: «Дело в том, что они несколько лет назад создали совместное предприятие с распределением пакета акций 50 на 50. Когда они это делали, а я присутствовал при подписании этих документов, я им сказал: не надо этого делать — договоритесь между собой, чтобы кто-то из вас имел контрольный пакет. <…> Нужно, чтобы был хозяин». При этом, по словам Путина, ему совершенно не важно, кто будет мажоритарным акционером.
Вполне вероятно, что в этих высказываниях премьера и таится ключ к пониманию проблем ТНК-ВР. К открытому противостоянию российских и британских акционеров привела череда неприятностей, обрушившихся на компанию в последние месяцы. В ее рядах были обнаружены шпионы. В ее офисах проведены обыски. Ее британским сотрудникам было отказано в праве на работу в обеспечение иска миноритария, купившего акции на $40 тыс. за неделю до подачи этого иска. Одновременно бывшему главе ТНК Семену Кукесу налоговики предъявили претензии в размере 22,5 млрд рублей за 2001–2003 годы.
Иными словами, давление оказывалось и на российских, и на британских акционеров. Шпионские страсти бьют по британцам, а по долгам уже несуществующей ТНК должна отвечать ААР. Одни наблюдатели считают это следствием «войны» акционеров. Другие — давлением «Газпрома» и (или) «Роснефти», заинтересованных в покупке контрольного пакета ТНК-ВР.
Вторая версия кажется более правдоподобной. Как показали истории ЮКОСа, «Русснефти» и проекта «Сахалин-2», именно российские госкорпорации обладают достаточным административным ресурсом для подключения к «бизнес-разборкам» силовых ведомств.
Вдобавок о том, что активы российского подразделения BP «соответствуют интересам» «Газпрома», говорил зампред правления газовой корпорации Александр Медведев. Тогда руководители ААР ответили, что «рассуждения о планируемой продаже своей доли российскими акционерами ТНК-ВР не соответствуют действительности». Однако теперь ситуация изменилась, и вот уже по российским СМИ поползли слухи, что «Газпром» договорился о покупке 1% акций ВР и всех акций ААР.
Однако не стоит списывать со счетов и «Роснефть», которая вряд ли согласится без боя отдать конкурентам столь лакомый кусок. Ведь «Роснефть» хочет утвердить «двуглавую» конструкцию углеводородного рынка страны («нефтяной монополист — газовый монополист»). Контроль «Газпрома» над нефтяными активами ТНК-ВР может разрушить эту схему, дав старт созданию единой нефтегазовой компании, ведущие роли в которой достанутся менеджерам «Газпрома». Но, кто бы ни стал победителем в этой «битве титанов», очевидно одно: ТНК-ВР без хозяина не останется.