Уважаемые читатели, подробности совместного проекта «Русского репортера» и интернет-ресурса «Фотополигон» на www.photopolygon.com/rating.


Артем Чернов,
модератор сообщества photopolygon.com, для «РР»
12 пляшущих человечков Марии Плотниковой и четыре человека, две тени и собака со снимка Александра Петросяна — слишком большие компании, чтобы уложить их в гармоничную композицию. Тем не менее оба кадра сложились. Большая фигура купальщика как бы выхвачена увеличительным стеклом из ряда маленьких, чьи движения словно прорисованы мультипликатором. А люди, деревья и тени в парке оставляют впечатление, что над их мизансценой поработал талантливый сценограф.
Многофигурные композиции закончены, все элементы в них как будто подчинены единому замыслу. В кинокадре такого совершенства достигают долгими репетициями, на бумаге — творческим произволом автора-художника. Карандаш послушно и точно разложит по листу всех персонажей в соответствии с требованиями золотого сечения.
У фотографии таких возможностей нет. Есть только доли секунды, чтобы предугадать, что вот сейчас все встанет на свои места.
Лучшие кадры — не те, что придуманы и построены автором, а те, которые просто случились у него на глазах. Реальность всегда бесконечно более талантливый художник — просто надо быть готовыми к ее подаркам.

Юрий Чичков
Снимок попадает в десятку не из-за своих технических достоинств, а благодаря его главному герою — Борису Бурде. Фото смешит независимо от того, как выстроена композиция, как лег свет и почему автор предпочел черно-белую гамму.