1сентября 2007 года тонна керосина стоила 16,2 тыс. рублей, 1 мая 2008-го — 27,5 тыс., а с 1 июня уже 34 тыс., — говорит президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. — Это самый стремительный рост цен на топливо из всех, что нам приходилось видеть. Когда тонна стоила 22 тыс. рублей, керосин составлял полцены в билете. Теперь уже — 75%, что делает перевозки убыточными. Больнее всего это ударит по нашим самолетам: билеты на них подорожают минимум на 2 тыс. рублей. Стоимость чартерных рейсов поднимется на 20–30%.
Аналитик ИА «Интегрум» Игорь Чесноков подтверждает, что даже компании-дискаунтеры не смогут удерживать цены на прежнем уровне. До сих пор это удавалось за счет высокой оборачиваемости авиапарка, использования самолетов одного производителя (это позволяло экономить на техобслуживании), отказа от предоставления питания пассажирам и более дешевых страховок.
Рост цен на топливо ударит прежде всего по самолетам отечественного производства: они расходуют на 30% больше керосина. «Причина их скорого ухода с рынка заключается также и в значительном износе, преобладании машин, построенных во времена СССР», — замечает Игорь Чесноков. Так или иначе, но если «Тушки» и Илы встанут «на якорь», авиапарк страны потеряет треть машин и без работы останутся 2 тыс. штурманов и 1,5 тыс. бортинженеров. А отечественный авиапром, производящий запчасти к этим самолетам — без заказов.
— Это приведет к тому, что возможность пользоваться воздушным транспортом станет привилегией очень узкого круга лиц, — соглашается Бойчук.
Топливный кризис затронул все страны. На первый взгляд, России дефицит не угрожает — у нас кризис принимает специфические очертания: представители отраслей, зависимых от энергоресурсов, обвиняют поставщиков топлива в монопольном сговоре.
— Есть подозрение, что формирование стоимости керосина носит нерыночный характер, — говорит Мирослав Бойчук. — Иногда невозможно понять, за счет чего растет цена. В аэропорт с НПЗ идет труба: в ее начале керосин стоит 24700 рублей, а на выходе — 26300. Мы хотим, чтобы правительство применило антимонопольное законодательство.
Действительно, у нас керосин не раз дорожал быстрее нефти. Цены на черное золото в России заметно ниже мировых, акцизных сборов на керосин нет, при этом стоит он столько же, сколько в других странах. «Основная ответственность за рост цен лежит на монополистах, — подтверждает Игорь Чесноков. — Поставщики топлива желают максимизировать собственную прибыль за счет сезонного роста спроса на авиаперевозки. Все средства для этого у них есть, и главное — монопольное положение в аэропорту. Смягчить последствия роста мировых цен на нефть может начало биржевой торговли авиатопливом, которую обещает государство».