
Виталий Лейбин,
главный редактор «РР»
Афганец держит на руках мальчика, раненного осколками в результате ракетного авиаудара армии США. Эта работа венгерского фотографа Балаша Гарди (Balasz Gardi) находится на грани между актуальной новостью и изобразительным искусством. Если не знать, что это Афганистан, кажется, будто перед нами библейская история, рассказанная в эстетике старых итальянских мастеров. А если знать, то тем более очевидно — это библейский, даже евангельский сюжет, космическое значение в котором обретает каждая человеческая трагедия. Возникает вопрос: допустимо ли делать из войны «красивую картинку»? Не знаю, но, похоже, в определенном смысле иначе уже нельзя: мы видели столько предельно документальных трагических фоторепортажей, что чужая боль стала привычной, обыденной. Только интенсивное личное, эмоциональное, а значит, и эстетическое вовлечение автора фоторепортажа способно переключить регистр зрительского восприятия. В данном случае из «обычной новости», привычного шума времени где-то вдали перед нами возникает эпизод почти Священной истории, которая имеет отношение к каждому.

Лиза Фактор,
директор фонда «Объективная реальность»
Начав снимать охотников в 2003-м, Эрика через 2 года получила заказ от специализированного журнала, а еще через год решила сосредоточиться на съемке детей, родители которых хотят помочь им составить представление о более сложных жизненных ситуациях, нежели те, что моделируют, скажем, компьютерные игры.
По форме спокойная, эта работа вызывает бурю чувств и мыслей, сочетая в себе массу вещей, редко встречающихся в одном произведении. Эти кадры, сделанные карданной камерой, трудно классифицировать как фотожурналистику или арт-фотографию, — они одинаково уместны и на страницах журнала, и на стене галереи. В то же время история не бесстрастна — она рассказывает о жизни и смерти, о желании убивать и одновременно глубоком уважении к природе, о смелости родителей, которые учат своих детей охотиться, и об уверенности в том, что они вырастут хорошими людьми.

Андрей Поликанов,
директор фотослужбы «РР»
Ванесса Виншип — признанный мастер репортажного снимка, — достаточно вспомнить ее репортажи из Грузии, Турции, Болгарии, Румынии, Украины и России, объединенные в книгу «Черное Море/Black Sea». Тем более покоряет ее желание рассказать о проблемах женского обучения в Турции через серию портретов, выполненных в стилистике середины XVIII — начала XIX веков. Хрупкие, грациозные, лишенные всякой позы фигуры девочек вызывают и симпатию, и удивление. Еще большее удивление и — лично мое — восхищение вызывает смелость жюри, отдавшего предпочтение в этой номинации классическому, «вечному» портрету.