7 вопросов Такеси Китано, режиссеру

Японский гений Такеси Китано впервые приехал в Россию, чтобы на открытии 30-го Московского международного кинофестиваля получить приз за вклад в искусство. Его последний фильм «Банзай, режиссер» — смелое признание в творческом кризисе и попытка выйти из него путем разрушения устоявшихся кинематографических правил. Всемирно признанный художник, знаменитый актер, культовый комик с наполовину парализованным лицом, Китано поделился с «Русским репортером» своим взглядом на насилие, тайными страхами и желанием стать женщиной в следующей жизни

1. Творческий кризис — это плодотворное состояние или все-таки депрессия?

Я попробовал себя в качестве актера, режиссера, писателя, журналиста, живописца: когда не получалось одно, брался за другое, когда не получалось второе, брался за третье. Такая всеядность — вовсе не положительный признак. Скорее, все это от отсутствия внутренней гармонии. Перед работой у меня, конечно, есть творческий замысел. Но еще ни разу не случалось, чтобы моя первоначальная концепция осуществилась. Зачастую от нее остаются рожки да ножки, она разрушается в процессе реализации. Я еще не снял ни одного фильма, которым был бы доволен, меня все время мучают сомнения и чувство неуверенности. Есть ли у меня талант? Имею ли я право творить, не имея таланта? И если его нет, то как заставить себя не творить?

2. На открытии фестиваля вы сказали, что еще не доросли до такого почетного приза. Помогает ли актерство справиться с застенчивостью и неуверенностью?

Актерство не связано с личными качествами. Будь человек скромный, заносчивый или высокомерный, это не влияет на то, какой он артист. Главное качество, которым должен обладать актер, — это хладнокровие, позволяющее абсолютно трезво относиться к своему делу. Только хладнокровие позволяет добиться успеха.

3. Вы часто преподносите насилие как комедию. Вы правда считаете, что жестокость — это забавно?

Да, в трагическом всегда есть элемент комичного, и наоборот. К примеру, во время свадьбы молодожены находятся в таком напряжении, что им уже не до счастья. А если на похоронах у кого-то расстегнулось или порвалось платье, это наверняка вызовет улыбку, хотя она вроде бы неуместна. Насилие окружает нас в жизни со всех сторон, а смех и юмор — это чуть ли не единственная возможность от него абстрагироваться.

4. Люди в ваших фильмах похожи на марионеток, которыми руководит невидимый кукловод. Вы верите в судьбу?

Когда я берусь за дело, то полагаюсь только на себя. Но какой будет результат — удачный или нет, — об этом судить не мне, а Всевышнему. Скажу так: когда мне плохо, я верю в бога, а когда мне хорошо — утрачиваю веру.

5. А какую роль в вашей судьбе играет случай?

Мне кажется, он не всемогущ. Кто-то идет к своей цели, кто-то плывет по течению, полагаясь на удачу. Разумеется, случай может подвернуться, но работать за вас он никогда не будет!

6. Мотив смерти играет в ваших фильмах огромную роль — а как вы сами к ней относитесь?

Вне зависимости от вероисповедания все люди испытывают страх перед смертью. И единственный способ его преодолеть — жить достойно, не причинять никому зла. Японцы верят в реинкарнацию, но возможность вновь вернуться на землю в образе человека дается только тем, кто прожил благородную жизнь. Любовь и бережное отношение к жизни — это вообще мое кредо.

7. Кем бы вы хотели быть в следующей жизни?

Я хотел бы родиться женщиной — веселой, праздной, которая увлекается мужчинами, повелевает их судьбами и вообще делает с ними все что хочет!