За награды в этом турнире будут бороться всего пять мужских сборных и две женские. Список участников говорит сам за себя: у мужчин это Сапми (так саами — лапландцы — называют свою землю), Падания (область на севере Италии), Прованс (французский департамент), Иракский Курдистан и Ассирия. А в женском турнире с хозяйками поборются тибетские футболистки. Саами — действующие чемпионы мира по версии ВИВА, в финале прошлого первенства они разгромили сборную Монако со счетом 21:1.
Однако помимо таких «потешных» чемпионатов существуют традиционные соревнования команд тех или иных культурных регионов. Например, в Испании регулярно проводят свои матчи сборные Каталонии, Эускади и Галисии, причем на поле выходят игроки ведущих испанских команд, в том числе и сборной страны. Естественно, эти встречи могут быть только товарищескими.
На территории бывшего СССР тоже существует несколько непризнанных государств. И общий футбольный чемпионат и единая сборная — среди того немногого, что объединяет сейчас две части бывшей Молдавской ССР: Республику Молдову и Приднестровскую Молдавскую Республику. Причем на протяжении последних шести лет наблюдается гегемония приднестровцев: тираспольский «Шериф» из года в год становится чемпионом. Но сборная у Молдавии одна, и ПМР пока не спешит создавать собственную: ведь без членства в ФИФА и УЕФА сильнейшим приднестровским футболистам придется играть не в отборочных матчах чемпионата Европы и мира, а в турнире ВИВА.
В этом году 100-летие местного футбола отмечают в Абхазии: в 1908 году в Сухуми была организована первая команда. Именно Абхазия подарила нашему футболу таких замечательных мастеров, как Никита Симонян и Ахрик Цвейба. В республике проводится собственный чемпионат, есть сборная команда, но ей приходится меряться силами с командами таких же непризнанных государств — Южной Осетии, Нагорного Карабаха и ПМР. Президент Федерации футбола Абхазии Леонид Дзапшба называет их чемпионат «малым чемпионатом СНГ». А абхазские клубы добиваются права участвовать в российских турнирах — хотя бы на любительском уровне. «Мы стремимся заявить команду во второй российский дивизион, но пока имеются политические препятствия», — говорит председатель Госкомитета по делам молодежи и спорта Абхазии Рафаэль Ампар.
Южная Осетия также не стремится на чемпионат ВИВА. Южноосетинская сборная выступает в «малом чемпионате СНГ», а самые талантливые ребята отправляются в Северную Осетию. Проводятся любительские соревнования футболистов обеих Осетий. Похожая ситуация и в Нагорном Карабахе: сильнейшие игроки выступают в Армении, а сборная проводит товарищеские матчи.
Популярность футбола придает ему сегодня поистине политическую значимость. Не случайно наиболее дальновидные правительства непризнанных государств пытаются сделать из футбольных чемпионатов инструмент своего международного признания, если не на официальном уровне, то хотя бы в сфере пропаганды и пиара. Ведь сильная футбольная сборная в современной массовой политической культуре зачастую становится показателем состоятельности и престижа государства.