Реформа затронет 3 млн граждан — работников вузов, больниц, музеев, культурных учреждений. Первую зарплату по новой системе они получат уже под Новый год: 1 сентября бюджетники подпишут новые трудовые контракты, которые с 1 декабря вступят в силу. Госслужащих и гражданский состав Вооруженных сил реформа не затронет.
Правительство решило упразднить прежнюю 18-разрядную систему. За основу новой «табели о рангах» взята простая четырехуровневая модель. Большинство надбавок, не связанных с условиями труда и объемом работы, решено заложить в зарплату изначально: за образование, за выслугу лет, за научную степень и т. п. Это составит примерно 70% получки бюджетника. Остальные 30% будут складываться (или не складываться) из поощрительных выплат за вредность и сложность работы. Авторы реформы подчеркивают, что никто из бюджетников с 1 декабря получать меньше не станет. Ожидается, что зарплаты лучших из них даже вырастут.
По мысли реформаторов вознаграждаться должно конкретное применение трудовых и профессиональных навыков, а не гипотетическое обладание ими.
— Работодатель платит за реально оказанные услуги и не обязан доплачивать за неиспользуемые таланты своего сотрудника, — заявляет замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов.
Существующая система не позволяет адекватно вознаграждать сотрудников за сверхурочный труд или совмещение нескольких должностей. Сейчас, к примеру, для медиков установлен предельный коэффициент 1,3: даже работая «за двоих», они могут увеличить свой доход лишь на треть. Сегодня размеры надбавок явно неадекватны. Так, санитарка, обслуживающая рентгеновский аппарат, получает надбавку в 15% — сущую мелочь, учитывая ее скромную зарплату (6–7 тыс. рублей). Столь вредная профессия (в ней велик риск заболевания раком) требует более значительной компенсации. Доктор с 20-летним стажем за работу с ВИЧ-инфицированными и туберкулезниками получает надбавку всего в 2–3 тыс. рублей.
Ожидается, что теперь ситуация коренным образом изменится. Руководители смогут за счет перераспределения зарплатного фонда существенно повысить выплаты наиболее трудоспособным и искусным работникам. Однако принципы распределения надбавок пока неясны. Своими сомнениями с нами поделился Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН.
— Главное — чтобы это были максимально гибкие подходы, учитывающие ситуацию на местах, — считает он. — К определению принципов нужно подойти снизу, а не сверху. Нельзя рубить сплеча. Необходимы консультации в регионах, принимать такое решение из Москвы неправильно.
Евгений Гонтмахер считает реформу запоздалой, но приветствует начинания Министерства здравоохранения и соцразвития, называя их первым шагом в правильном направлении. Конечная цель нововведений будет достигнута, если каждый бюджетник сможет рассчитывать на индивидуальный подход в определении размера и условий оплаты своего труда. Пока, по мнению эксперта, в бюджетной сфере существует немало «лишних» единиц, за счет сокращения которых можно увеличить вознаграждение действительно востребованным специалистам.
А как изменятся доходы руководителей? Здесь все просто: размер их заработка не может более чем в три раза превышать среднюю зарплату во вверенном ему учреждении.
Благодаря реформе каждый руководитель сможет самостоятельно управлять фондом заработной платы, определяя и необходимый ему штат, и величину зарплат конкретных работников. В результате на рынке труда бюджетных организаций должна появиться здоровая конкуренция, а управленцы получат действенный инструмент для повышения мотивации сотрудников к труду. В июле новая модель оплаты труда бюджетников будет рассмотрена правительством. Но, судя по заявленным намерениям, уникальность «революции зарплат» состоит в том, что она обойдется без жертв, то есть материальное вознаграждение работников бюджетной сферы не понизится и массового сокращения штатов в результате именно этой реформы не произойдет.