Все ушли в кино

Считается, что большие кинофестивали и простые зрители — вещи почти несовместные. Фестиваль — это гламур, звезды, большие деньги и большой бизнес. Карловарский, который еще называют кинематографическим Вудстоком, — исключение из этого правила. Он — один из старейших и статусных в Европе — всячески старается не принимать себя всерьез. Его организаторы смогли доказать, что престижное событие международного масштаба делается не прессой, не звездами и даже не фильмами, а самой обыкновенной публикой. Просто не нужно ее бояться

— B конце 90-х в Карловы Вары приехали Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков. Мы обедали в ресторане вместе с Иржи Бартошкой (президентом Карловарского МКФ. — «РР»). Вокруг — толпы кинотуристов и студентов. Михалков был ошарашен. Тогда уже были мобильники; он тут же достал телефон, набрал Москву и стал кому-то объяснять, что и к Мос­ковскому фестивалю необходимо подключить молодежь, — вспоминает отборщица чешского кинофестиваля Галина Копанева.

По улице между тем, как и во времена ранней мобилы Михалкова, бодро шагают молодые люди с огромными рюкзаками за спиной: снизу свернутый матрас, сбоку бутылка воды. У каждого на шее оранжевая лента с фиолетовой карточкой — фестивальным абонементом. Стоит он 1 тыс. крон (чуть больше 40 евро) и позволяет брать по три бесплатных билета в день (остальные можно купить с 50-процентной скидкой), ходить на все пресс-конференции, пресс-показы и мастер-классы, бесплатно пользоваться компьютерами, интернетом и транспортом и со скидкой плавать в бассейне.

Карловы Вары — единственный кинофестиваль класса «А», где приоритет полностью отдан непрофессиональным зрителям, а профессиональные — гости и журналисты — чувствуют себя меньшинством. «В этом году мы продали 9054 абонемента, а всего аккредитовалось 10 872 человека, то есть почти все аккредитованные — обыкновенные зрители», — говорит менеджер пресс-центра Михал.

Разговор происходит в гостиничном комп­лексе «Термаль» — сером советском здании, построенном специально для фестиваля в 70-е годы. У входа в фестивальные офисы прямо на полу, под ногами снующих туда-сюда журналистов и организаторов лежат, сидят, едят, спят вповалку молодые люди с фиолетовыми карточками. Они давно уже стали символом фестиваля. Благодаря им этот «лечебный курорт для пенсионеров» на десять дней в году молодеет и оживает.

 pic_text1

Попытку оживить другой «курорт для пенсионеров» — Московский международный кинофестиваль — предпринял и Никита Михалков после памятного обеда с Иржи Бартошкой. Тогда на ММКФ появилось заведение под названием «Романов двор» — бесплатный кинотеатр на Моховой, где показывали авторские фильмы. Но через два или три года затея заглохла. Может, потому, что туда, как и на прочие фестивальные мероприятия, приходили не кино посмотреть, а себя показать.

Сами мы не местные

Их распорядку дня не позавидуешь. Подъем в шесть-семь утра, чтобы занять очередь за бесплатными билетами, просмотр четырех-пяти фильмов в день, возвращение домой в два часа ночи, пять часов на сон — и снова за билетами.

— А где вы питаетесь?

— Покупаем еду в супермаркетах. Завтракаем в «Макдоналдсе» — это единственное место, которое открыто рано утром.

Нет, они не мазохисты. И не кинокритики. Они просто любят смотреть кино.

В Карловых Варах живет чуть больше 50 тысяч человек, но фестивальная публика формируется не из них. Кинофестиваль приходится на национальные чешские праздники — Яна Гуса и Кирилла и Мефодия — плюс выходные, получается длинный уикенд. Проводить его на фестивале — традиция для многих чехов.

— Мы только что (в конце июня. — «РР») сдали последний экзамен, с июля у нас каникулы, — говорит будущий метеоролог из Брно. — Мы уже пятый год подряд начинаем их именно здесь. Лучше ездить сюда, чем за границу. Тут потрясающая атмосфера, масса фильмов, куча людей. Все очень насыщенно и, главное, дешево!

 pic_text2

Фестиваль привлекает киноманов из Чехии и других стран не только дешевыми билетами, но и доступным жильем. «Мой фестивальный уикенд оказался куда дешевле, чем я ожидала. Не считая расходов на еду, он обошелся всего в 15 долларов, — рассказывает Эмили, американка из Сан-Диего, приехавшая в Чехию стажироваться в Пражской киношколе FAMU. — Всего за 10 долларов я посмотрела шесть фильмов, которые в Америке вряд ли выйдут в прокат, и есть отель Vodafone, в котором я могу бесплатно переночевать как абонент этой сети. Карловы Вары оказались куда дешевле Нью-Йоркского фестиваля и фестиваля Tribeca, вроде бы тоже задуманных для публики, но там каждый билет стоит 15 долларов, и достать его практически невозможно».

В Карловы Вары приезжает молодежь со всей Европы. Никто не останавливается в гостиницах: фестиваль давно решил за них проблему проживания. Отель Vodafone бесплатно дает приют на две ночи, основная же масса зрителей — те, кто приехал на все 10 дней, — сразу отправляется в палаточный лагерь на городском футбольном стадионе или селится в соседней школе, которая летом превращается в гигантский хостел.

А раньше, когда ни лагеря, ни школы-общаги не было, кинотуристы ночевали в спальных мешках прямо в «Термале», на территории фес­тивального штаба. В жару устраивали лежбище на лужайках перед гостиницей или в соседнем парке. Организаторы фестиваля до сих пор вспоминают, как, придя утром на работу, обнаруживали, что кто-то лежит под лестницей, кто-то — на коврике перед входом, а кто-то — в туалете. Вспоминают, надо сказать, не без сожаления.

«Палаточники»

С одной стороны футбольное поле опоясывают стройка и пустырь, а с другой — пастбище с немногочисленными овцами, изредка забредающими на территорию фестивального лагеря. Повсюду торчат палатки разных цветов и размеров, в этом году их было около 600. Среди припаркованных тут же машин блестит новенький «мерседес».

— Зачем вы сюда приехали? — в этом вопросе слышится знакомое «Понаехали!», но к людям, приехавшим на «мерсах», чтобы жить на футбольном поле с овцами, как-то даже и не получается обратиться по-другому.

— Мы всего на пять дней — посмотреть кино и пожить в палатке, — молодая пара автомо­би­листов-пижонов видит в моих глазах недоумение и поспешно добавляет: — Мы вовсе не экономим и можем позволить себе гостиницу, но не делаем этого из принципа. Здесь, среди молодежи, намного интереснее, тут особая атмосфера, под ногами трава, как на пикнике.

 pic_text3

Ночь на стадионе стоит 70 крон с человека (примерно 3 евро). Рядом имеются обшарпанный ресторанчик, раздевалки, душевые, камера хранения. И, разумеется, пивной бар, без которого в Чехии никуда. Вдоль здания, где расположены раздевалки, тянутся умывальники, над ними — деревянные полки с мылом, пастой, зубными щетками, кое-где прибито зеркало, кое-где торчат гвозди. Горячей воды нет, душевые напоминают о славных социалистических временах. В коридорах висят черно-белые фотографии улыбающихся чехословацких гимнастов.

Те, у кого нет палаток, за те же деньги живут в спортзале, примыкающем к стадиону. Спят на спортивных матах и батутах.

— Мы уже шестой раз на фестивале. Первые три раза жили в палатке, а с прошлого года решили переселиться в спортзал, — говорит студент-брокер из Праги. — В палатках душно, особенно днем, когда солнце в зените. Там хорошо, только если рано вставать, когда еще нет жары. Дождь тоже проблема: многие вещи промокают, очень сыро. А в спортзале не жарко и не холодно.

— А не хочется пожить в гостинице, в комфорте? — спрашиваю и сразу понимаю, что задал идиотский вопрос.

— Мне и здесь хорошо.

Отсутствие комфорта тут никого не смущает. Смущает другое. Молодежь, палатки, пиво — так и ждешь, что палаточный лагерь станет символом не только кинофестиваля, но и пьяного разгула.

— Тут что-нибудь такое происходит?

— Нет.

— Что, и даже ночью?

— Вся ночная жизнь — в городе. Ночью тут даже тише, чем днем. Все спят. Если кто-то и напивается, то тихо, без шума. На ночные гулянки просто нет сил, все валятся с ног после просмотров.

— Сколько фильмов вы смотрите в день?

— Три-четыре картины, иногда и пять. В зависимости от степени усталости.

В середине дня тут и правда ни души. Кругом благостная тишина — как в пионерлагере после обеда. Днем все палаточники в городе, вся их жизнь там, в кино. Здесь они только ночуют.

«Школьники»

На полу валяются матрасы и спальники, скомканные одеяла, полотенца, пакеты, остатки еды, газеты, одежда. Посреди этой груды предметов первой необходимости дрыхнет один из зрителей. Другой спит в коридоре под партой, занавешенной какой-то тряпкой.

 pic_text4

Все это похоже на декорации то ли какого-нибудь фильма-катастрофы, то ли драмы из жизни нелегальных мигрантов. В четырех­этажной школе в двух шагах от «Термаля» царит атмосфера эвакопункта, тут живет большинство кинотуристов. В течение фестиваля их количество варьируется от 500 до 1000 человек.

Днем здесь пусто. Постояльцы приходят ближе к ночи. «В каждой из комнат живет человек по двадцать, — говорит студент-ветеринар Томас. — Я точно не знаю, сколько: прихожу сюда только ночевать. Это очень тихое место. Мне даже удается выспаться. Если кто-то и напивается, то в коридоре. Обычно с фестиваля все возвращаются уставшими и стараются никого не разбудить — даже свет мобильников не включают».

Бродя по стоянкам карловарских кинотурис­тов, невозможно отделаться от ностальгического чувства: а не продолжение ли это традиции хипповских коммун или — учитывая социалистическое прошлое Чехии — советских пионерлагерей? Но эти сравнения обитатели школы, стадиона и спортзала встречали с недоумением. По-моему, они вообще не очень понимали, о чем речь: «социализм» для них слово полузабытое, а то, что происходит на фестивале, — просто более высокий и оттого непривычный уровень демократизма, недоступный московской кинопублике.

В Москве демократизм, стиль casual, а заодно и кинофестиваль ассоциируются с чем-то непременно дорогим и блестящим. Вероятно, именно поэтому на Московском фестивале, бывшем конкуренте опередившего его по всем статьям Карловарского, совсем нет этой легкости и свободы, зато есть тяжеловесные амбиции, гламурный официоз и желание любыми средствами продемонстрировать собственное величие.

— В советские годы фестиваль был очень закрытым. Из всех соцстран приезжали делегации, залы заполняли официальные лица и журналисты. Публика со стороны почти не ходила, хотя билеты продавались, — рассказывает Галина Копанева. — Когда построили «Термаль», появилась надежда, что хоть отдыхающие будут ходить, но этого не произошло. Отдыхали в основном трудящиеся, которые искусством не интересовались. Особенно если это какое-нибудь китайское кино. Публика в основном состояла из чехов. Еще приезжали восточные немцы — на свидания с западными, но в кино они тоже не ходили. Как только рухнул социализм, начался подъем фестиваля. В начале 90-х мы показали большую программу чехов-эмигрантов и «полочных» фильмов. Это было интересно абсолютно всем, особенно молодежи. Тогда-то она здесь и появилась.

Зрители против критиков

Один из патриархов европейской кинокритики пришел как-то за четыре минуты до начала сеанса и обнаружил на своем месте парнишку в полной туристической экипировке: в одной руке—– купленная на ходу булка, в другой — бутылка воды, на коленях — устрашающих размеров мешок. Мэтр, в гневе потрясая билетом, попытался было грубо согнать его с места. Но парень спокойно показал на часы и остался сидеть.

В Карловых Варах существует правило: за пять минут до сеанса все билеты «с местами» аннулируются и любой зритель с аккредитацией или абонементом может пройти в зал и сесть на любое свободное кресло. Опоздавшие не имеют права претендовать на свои места. Поэтому никто не поднимает половину ряда на ноги, чтобы пролезть в середину, потому что «у меня туда билет».

 pic_text5

Перед каждым просмотром выстраивается огромная очередь безбилетников. Желающие оказаться в ее начале приходят за полтора, а то и за два часа. Но в итоге впускают всех. Если мест уже нет, они располагаются в проходах. Поэтому фильмы здесь идут при полных аншлагах: открытые двери — одно из правил фестиваля.

Самое удивительное, что принцип открытых дверей и «правило пяти минут» не превращают кинозал в проходной двор. При неформальной атмосфере кино тут смотрят в священной тишине: ни у кого не звонит телефон, никто не уходит, не разговаривает, не выражает неудовольствия. И нигде не продают попкорн. До такой культуры просмотра далеко даже суровым Каннам, где на пресс-показах зачастую свистят и гогочут.

— Даже если мне фильм не нравится, я все равно смотрю его до конца. Иначе зачем я просидел полтора часа в очереди? Чтобы уйти через пятнадцать минут? Нет, я сидел, чтобы попасть в кино. И теперь получил то, что хотел. Отказываться поздно, — объяснил мне тот самый парень, занявший место патриарха от кинокритики.

Ирония против гламура

В прошлом году на церемонию открытия фестиваля Рене Зелльвегер пришла в майке и джинсах. Это не был акт эпатажа: ее вечернее платье вместе с другим багажом потерялось в аэропорту. Но ее джинсы не внесли диссонанса в общую атмо­сферу: выйдя на сцену, она просто вместе с залом посмеялась над своим внешним видом.

Их распорядку дня не позавидуешь. Подъем в шесть утра, просмотр четырех-пяти фильмов в день, возвращение домой в два часа ночи

Вместо светского гламура здесь царит само­ирония — идеальный способ обаять любую пуб­лику, и не только молодую. Чешские зрители смеются над всем. Запнулся переводчик, представляющий фильм, — в зале начинается смех. Переводчик на две головы выше китайского режиссера — смеются и аплодируют. Не могут синхронизировать китайскую речь с ее переводом на чешский и английский — зрители и сам режиссер с переводчиками покатываются от хохота.

Вместо светского гламура здесь царит самоирония — идеальный способ обаять любую публику

В этом году организаторы сняли три уморительные короткометражки, которые показывали перед каждым сеансом. Действие в них крутится вокруг «Хрустального глобуса», главного приза Карловарского фестиваля, и его обладателей. В первом ролике полусонный Денни Де Вито лупит им гостиничный телефон, чтобы тот замолчал, и разбивает и тот и другой. Во втором Харви Кейтель рассказывает о своей поездке в Карловы Вары и о том, как ему сломали ногу, уронив на нее «Хрустальный глобус» («Shit happens», — комментирует актер). В третьем Милош Форман колотит регалией по ненавистным таблеткам, чтобы превратить их в порошок.

В Каннах, Венеции и Берлине такое кощунство невозможно даже представить. А в Карловых Варах — запросто.

Фото: MICHAL CIZEK/AFP/East News; Getty Images/Fotobank; johnystadlerka/FLIKR; GAMMA/EYESEA PRESSE/EAST NEWS; CORBIS/RPG; AFP/EAST NEWS; Afp/East News; Reuters