Россия дорвалась до потребления

Сцена
Москва, 11.09.2008
«Русский репортер» №34 (64)
Известный маркетолог Антон Буланов имеет оригинальный взгляд на российский средний класс и его манеру потребления

Вы довольно критично высказываетесь в адрес нашего среднего класса. Однажды, например, сказали, что по манере потребления там «все сплошь азиаты». За что вы его так?

Да это очевидная мысль. Что такое российский средний класс? Он построен по классической восточной традиции иерархичного самовоспроизводства. Это в основном региональные элиты, чиновники, которые сидят на перераспределении ресурсов, их жены, практические чиновники, которые получают большие зарплаты в компаниях с участием госкапитала, таких как «Роснефть» или «Газпром». Мы с вами, конечно, за руку никого не ловили, но ведь мы представляем себе уровень коррупции в чиновничьей среде. И очевидно, что значительная часть коррупционных денег идет на потребление. А те, кто заработал деньги подобным образом, культивируют сибаритские привычки, скупая все что можно за бешеные деньги.

С чем еще связан наш «азиатский» потребительский портрет? С тем, что люди выросли в голодных семьях. Поколение Киры Пластининой росло уже в другой стране. Они родились, когда все было. А поколение, которое сейчас имеет возможность активно потреблять, выросло в голодное советское время, в конце 80-х — начале 90-х годов. И им всего очень хочется. Можно сказать, наша страна дорвалась.

То есть и у нас все-таки будет когда-нибудь «разумное потребление», как в Европе и Америке?

А почему вы считаете, что в Европе и Америке потребление разумное? Как раз там оно настолько же неразумное, как и здесь. Потребление диктуется не страной проживания, а социокультурной средой. WASP (белый англосаксонский протестант, каким является, например, Маккейн), даже если он богат, потреблять будет достаточно скромно и умеренно, потому что уровень его потребления диктуется протестантскими представлениями о добродетелях. А возьмем русского бандита, который денег набрал, но этого представления у него нет. Его потреб­ление будет драматически отличаться от потребления WASP. В России потребление неумеренно, велика страсть к роскоши. Еще десять лет назад у нас покупали больше мерседесов S-класса, чем в Германии. Но это — видимая часть, которая относится к тем, кто на самой верхушке социальной лестницы. В массе же потребление более разумно. Если вы возьмете, к примеру, меня — человека, который имеет доход, сопоставимый с доходом европейского специалиста моего уровня, то я думаю, мое потребление будет лишь немногим отличаться от того, что покупает европеец. Мы ездим на равноценных машинах, живем в сопоставимых бытовых условиях, носим одежду одних и тех же брендов.

Видите ли вы какое-то развитие потребительской культуры или она не меняется?

Есть прекрасная фраза: «Сегодня мы с трудом обходимся без того, о чем наши предки даже не имели представления». Возникает огромное количество вещей, без которых мы не можем жить, хотя 15–20 лет назад их просто не существовало. Наиболее сильные изменения в потребительской культуре в последнее время связаны с появлением профессиональных потребителей. Они очень хорошо разбираются в предмете, прежде всего благодаря интернету, возможности узнать мнения многочисленных экспертов и доступу к огромному массиву информации о покупаемом товаре.

Покупатель мобильного телефона иногда знает о нем столько, что может затмить любого продавца салона мобильной связи. Человек, покупающий автомобиль, прочитывает горы литературы. Знаете, кто больше всего от этого пострадал? Врачи. Двадцать лет назад, для того чтобы обладать разными медицинскими знаниями, нужно было получить медицинское образование. А чтобы получить информацию о лекарственном препарате, нужно было пойти к фармакологу. Теперь вы приходите к врачу, он называет болезнь, лекарство — вы заходите в интернет и узнаете все и о лекарстве, и о болезни. «Квалифици­рованные больные» начинают спорить с врачами. Мир меняется, поэтому и культура потребления не может не меняться.

Новости партнеров

    «Русский репортер»
    №34 (64) 11 сентября 2008
    Потребление
    Содержание:
    Средний клан

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама