Кому дали, а кому не дали

Актуально
Москва, 11.09.2008
«Русский репортер» №34 (64)
Венеция поразила двумя вещами: сильной программой и вердиктом главного жюри под руководством Вима Вендерса. Без наград остались все общепризнанные лидеры конкурса: гениальный мультик Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо», радикальная военная драма «Вещи погибшего» Кэтрин Бигелоу, выдающийся актерский фильм «Рейчел выходит замуж» Джонатана Демме, независимая американская драма «Вегас: основано на реальных событиях» Амира Надери и визионерская лента «Внутренняя земля» алжирца Тарика Тегиа

И звестный левак Вендерс проигнорировал и лучшую политическую картину конкурса — «Наблюдающие за птицами», снятую итальянцем Марко Бекисом и рассказывающую о тихом геноциде индейцев в современной Бразилии. Но совсем без политики не обошлось: сразу две награды — спецприз жюри и премия за лучший сценарий — ото­шли эфиопскому фильму «Роса» (режиссер Хайле Герима), повествующему об африканском интеллектуале-демократе и его метаниях между репрессивной родиной и либеральной Европой. Эта картина, полная этнографических подробностей из жизни эфиопов, оказалась фаворитом итальянских критиков — возможно, из-за комплекса вины перед Эфиопией, которую итальянцы когда-то пытались колонизировать.

Куда большее недоумение вызывают призы за актерские работы. Лучшей актрисой была признана француженка Доминик Блан, сыгравшая сумасшедшую одинокую женщину в фильме «Другая» — образце фестивального кино в наихудшем смысле. А лучшим актером признали итальянца Сильвио Орландо, артиста известного и замечательного, но сыгравшего в столь же провальном и неудобоваримом «Папе Джованны» Пупи Авати. Не вызывает сомнений лишь приз лучшему актеру-дебютанту, доставшийся молодой Дженнифер Лоуренс за роль дочери, убившей свою мать, в фильме Гильермо Арриаги «Пылающая степь».

Еще до распределения призов одна влиятельная итальянская газета написала, что «Бумажный солдат» Алексея Германа-млад­шего — история о грузинском враче, готовящем к первому полету в космос отряд советских летчиков, — примиряет грузин и русских. Теперь можно сказать, что в присуждении основных наград фестиваля жюри Вима Вендерса пошло еще дальше, примирив русских и американцев.

Фильм Даррена Аронофски, получивший «Золотого льва», называется «Рестлер» (от «рестлинг» — названия популярного в Штатах шоу, в котором здоровенные мужики лупят друг друга со всей мочи, но как бы понарошку). Картина Алексея Германа-младшего, удостоенная «Серебряного льва» за режиссуру и приза за лучшую операторскую работу, называется «Бумажный солдат». Разница между ними прочитывается уже в названиях. «Рестлер» — кино подчеркнуто скупое, грубое и немногословное, почти физиологическое. «Бумажный солдат», наоборот, хрупкий, интеллигентный и поэтичный: герои фильма живут цитатами из Чехова, Блока и Окуджавы, а сам режиссер будто переснимает кино шестидесятых, только уже зная, что потом случилось с надеждами и иллюзиями шестидесятников.

«Рестлер» — кино прямого действия, заряженное энергией живой жизни. Весь фильм вы следите вовсе не за клишированной историей возвращения бывшего спортсмена на ринг, а за тем, как актер Микки Рурк смывает кровь после боя, как накладывает швы на раны и просто за тем, как он ходит и молчит. Это один из лучших образцов американского кино, авторский и коммерческий одновременно.

«Бумажный солдат» — фильм исключительно авторский, следующий традициям кинематографа Германа-старшего и вообще европейского кино. Кстати, в венецианском конкурсе практически не было европейских фильмов. А те, что были, сильно уступали ленте Германа-младшего.

Видимо, жюри распределило главные призы по контрасту, увидев в «Бумажном солдате» образец классического, ныне уже раритетного европейского авторства, а в «Рестлере» — универсальное американское качество, которое вообще лидировало на фестивале.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №34 (64) 11 сентября 2008
    Потребление
    Содержание:
    Средний клан

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама