Нештатная ситуация

Сцена
Москва, 18.09.2008
«Русский репортер» №35 (65)

— «Боинг» — замечательный самолет, — рассказывает «РР» пилот, летающий именно на таких самолетах. — Он очень надежный, как танк. И простой. И эта простота расхолаживает. Когда обучение ведется не должным образом, когда оно поставлено «на поток», неизбежно снижение уровня безопасности. В данной ситуации, не самой сложной — уход на второй круг по погоде, — экипаж мог просто оказаться не готов к выполнению маневра. Мог совершить не совсем правильные действия, которые могли привести даже к нарушению работы двигателя. Это лишь версия, конечно. Пилот действительно мог растеряться, о чем свидетельствует то, как именно они «уходили». А в итоге — не справиться с ситуацией, которую, в общем, сами же и создали... Никогда не любил обвинять экипажи, но тут очень похоже.

Расследование «РР» (см. «Летальный исход», № 26 от 10 июля 2008 года) «Почему падают самолеты» показало, что кризис в отрасли — системный. Симптомы его указывают и на человеческий, и на технические факторы, и все они упираются в отсутствие государственного управления и инвестиций в безопасность. Не один же пилот должен отвечать за то, что, не имеет достаточной квалификации или работает на износ!

Компаниям невыгодно, тем более в условиях роста цен на топливо, всерьез инвестировать в обучение, нормальную мотивацию персонала, технический контроль и тем более в эргономику самолетов. Потому что вообще-то нештатные ситуации редки — чаще всего пилоту и не надо знать все особенности именно этой модели и уметь делать на ней сложный аварийный вираж. Обычно тот факт, что какой-нибудь элемент управления находится не на своем привычном месте или что пилот не выспался, особой роли не играет. Все это приобретает значение, причем жизненное значение, только в критической ситуации, когда счет идет на доли секунды. А когда они наступают — уже поздно.

Инвестиции в преодоление нештатных ситуаций сами по себе невыгодны, если ими специально не управлять. И это — проблема не столько авиакомпаний, нацеленных на извлечение прибыли, сколько государства.

Авиацией в России управляют пять разных ведомств: Минтранс, Росавиация, Росаэронавигация, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). И ни в чьи обязанности не входит следить за безопасностью полетов и уровнем подготовки пилотов.

— Если пятеро руководят, значит, никто не отвечает, — говорит заслуженный летчик-испытатель кандидат технических наук Владимир Герасимов. — Нужно немедленно создать единый полномочный государственный орган по управлению гражданской авиацией, ликвидировать «пятибоярщину» и воссоздать единую систему летной работы, которая является основой безопасности полетов. Это отбор, подготовка, переподготовка и поддержание летной годности персонала. В настоящее время она разрушена и отдана на откуп авиакомпаниям.

На недостатки в руководстве гражданской авиацией России уже не раз указывала и Международная организация гражданской авиации (ИКАО), в которую входит 190 стран: ее комиссия уже дважды побывала у нас с проверками. Третий приезд по просьбе Минтранса был перенесен на вторую половину сентября. По информации нашего источника, с 11 августа в МАКе по поручению ИКАО работала комиссия — разговор шел о взаимопризнании США и Россией выданных ими сертификатов:

— ИКАО уже дважды предупреждала, что мы нарушаем Чикагскую конвенцию 1944 года, по которой сертификаты авиатехники должно выдавать государство и расследовать катастрофы тоже должно государство. А у нас этим занимается негосударственный орган — МАК. Этот недостаток до сих пор не устранен. И вот сейчас приезжает комиссия — а тут катастрофа. Недаром теперь за расследование отвечает министр транспорта Игорь Левитин.

Сейчас, после трагедии в Перми, по нашей информации, наконец будут приняты организационные решения. Остается надеяться, что еще не поздно, что еще есть кадровый задел, остатки высокой квалификации и нормальной профессиональной этики. Чтобы жизнь людей всегда оказывалась дороже соображений экономии керосина, а технический контроль и расследование катастроф были серьезными и честными, даже если они бьют по интересам каких-либо игроков рынка или ведомств.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №35 (65) 18 сентября 2008
    Катастрофа
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама