Новоселье через 50 лет

2 октября 2008, 00:00

Будущее не так уж далеко от нас. Высокотехнологичные дома уже собираются на фабриках и потом монтируются за один день. Есть перспективы применения в строительстве трехмерных принтеров. Ряд компаний собирается отправить на стройку роботов

В рамках проекта «Российский дом будущего», инициированного медиагруппой «Эксперт», в этом году состоялась конференция «Жилье-2050». Ее участники не пытались угадать, каким будет идеальный дома XXI века. Они, скорее, старались преодолеть заскорузло-механистический взгляд на жилье как на «пол, стены и потолок».

Для «растормаживания сознания» вначале показали несколько футуристических фильмов типа «Пятого элемента». А затем прочитали лекции о последних достижениях в области био-, нано-, робо-, когно- и инфотехнологий.

После этого участников семинара разделили на несколько групп, каждая из которых должна была создать свою концепцию жилья будущего. Заметим, что реализация этих проектов при нынешнем уровне развития науки и техники не входила в условия задачи. РР Алексей Щукин, специальный корреспондент журнала «Эксперт»

Дом-театр

Ключевые слова.

Самоорганизуемость, интеллектуальность, изменяемость.

Основная идея. Уже сегодня проекторы способны менять вид стен, компьютеры управляют параметрами здания — можно создавать трехмерные голограммы. Так почему не задуматься о создании дома-игры, дома-квеста, который будет постоянно изменяться?

Жильцы становятся «сочинителями» своего дома, а сам процесс жизни — творчеством, игрой, пьесой, которая пишется на ходу. Каждое здание обретает уникальность благодаря одному ему присущим сценариям жизни (хотя какие-то варианты можно скачать и из общедоступной библиотеки). Дом может быть как совершенно непредсказуемым для своего хозяина, так и обладать вполне определенными, заданными характеристиками.

Цитата из описания проекта. «Я не знаю, каким меня сегодня встретит мой дом. Вчера, зайдя в него, я обнаружил вместо ступенек стаю бабочек, которые, подхватив меня, подняли на второй этаж... А что сегодня? Выглядываю из окна — и что я вижу?! Море! Мой дом стоит на воде! Безбрежная синяя гладь. Кстати, идея воды с одной стороны дома очень неплоха… Надо будет сделать тут неболь-шой причал».

Дом компьютерщиков

 pic_text1

Ключевые слова.

Высокотехнологичность, виртуализация пространства.

Основная идея. Огромный небоскреб из небольших капсул. В капсулах лежат люди. К телу по трубкам подводятся питательные вещества, так же отводятся продукты жизнедеятельности. В руках — клавиатуры и компьютерные мыши. Некоторым управляющие электроды внедрены прямо в мозг.

Свободное от работы время люди проводят все в той же виртуальной реальности. Там они знакомятся и общаются, в том числе с лицами противоположного пола. При возникновении взаимной симпатии могут вступить в брак и даже завести ребенка. Причем без выхода в «реал»: у «мужа» и «жены» прямо в их капсулах могут быть взяты сперматозоиды и яйцеклетка.

В виртуальном доме «живут» компьютерщики, подписавшие контракт с корпорацией, выпускающей программное обеспечение. На срок контракта они согласились поместить себя в капсулу. Это позволяет им больше работать и экономить на жилье. По окончании контракта (от недели до года) работники виртуальной индустрии получают кругленькую сумму и потом, до следующей вахты, живут в свое удовольствие у моря, в  теплых краях. Впрочем, некоторые отказываются возвращаться в обычную реальность и тратят заработанные деньги на новые компьютерные симуляторы.

Цитата из описания проекта. «Физические предметы потеряли ценность, так как имеется возможность моментального “переноса” предметов из виртуального мира в физический и наоборот… Новый образ жизни — это вся электронная Сеть».

Дом победивших экологов

 pic_text2

Ключевые слова.

Экологичность, биотехнологичность, возможность левитации. 

Основная идея.

Планета превращается в сад, в Эдем. Ее поверхность освобождается от всего антропогенного — ни дорог, ни зданий. Металлургические заводы, нефтяные скважины, огромные карьеры, города — все, что способно осквернить землю, остается в прошлом. Вокруг одни луга, поля и девственные леса.

Освобождение планеты стало возможным благодаря уходу человека с поверхности земли, его перемещению вверх. Гигантские мачты километровой высоты становятся новыми городами, к ним швартуются дома-капсулы. В них люди только ночуют — весь день они проводят на поверхности земли, на природе. Жизнь человека проходит в путешествиях — капсулы способны к левитации: сегодня ты живешь над дельтой Амазонки, завтра катаешься на лыжах в Альпах.

Цитата из описания проекта. «Капсулы представляют собой умное, гибкое, реконфигурируемое жилье. В них могут изменяться стены, есть сложные встроенные модули, возможно появление любых предметов мебели. В капсуле обычная реальность активно дополняется виртуальной: везде информационные интерфейсы, усиливающие интеллект элементы».

Хоман

 pic_text3

Ключевые слова.

Искусственный интеллект, изменяемость, одушевленность.

Основная идея. Хоман (home + man) — это симбиоз человека и дома. Хом — конструкция, задающая материальную организацию пространства, а ман — человек или социальная структура, вступающие в симбиоз с хомом.

Откуда берется хоман? Человек предлагает концепцию организации своей жизни. Далее на основе этой концепции создается конструкция. Хоман появляется, когда человек и конструкция вступают в симбиоз. Хоманы способны самообучаться и учитывать изменения окружающей среды и настроения хозяина.

Возможно, люди не сразу поймут, почему нельзя купить готовый хоман или почему нет вторичного рынка хоманов. А все дело в том, что человек и конструкция по отдельности не являются хоманом. Но продажа человека вместе с конструкцией запрещена законом.

Цитата из описания проекта.  «Хоман нельзя спланировать, как нельзя спланировать дерево. В результате взаимных игр хома и мана возникает неопределенность. Пространство начинает влиять на жизнь человека совсем не так, как он предполагал. Поэтому хоман растет (то есть переделывает хом) до тех пор, пока пространство не совпадет с ожиданиями жильца. Но поскольку пространство меняет мана, эта цель недостижима. Мы оказываемся в ситуации бесконечной игры хома и мана».

Кокон 

 pic_text4

Ключевые слова. Изменяемость, мобильность.

Основная идея.

Технологическая основа кокона — трехмерный принтер, использующий нанотехнологии. По сути, для создания дома достаточно флешки с проектом, принтера и специального строительного материала. За считанные минуты можно изменить форму кокона, прирастить комнату или из спальни сделать кухню, при необходимости — разложить дом на исход­ные элементы, которые впоследствии будут снова использованы в строительстве. Проект кокона можно взять из публичного архива или сделать самому.

Отсутствие «недвижимости» позволяет жить «как хочешь и где хочешь». Обитатели коконов перемещаются по новым поселениям-сообществам, приобретая новые знания, умения и опыт. Каждое такое поселение уникально и имеет свой устав. Стать членом сообщества можно после инициации и декларации собственного таланта, совместимого с ценностями жителей поселения.

Цитата из описания проекта. «Кокон ребенка настроен на его развитие. Он способствует развитию воображения и обучению ориентации в окружающем мире. По мере взросления кокон адаптируется к тому образу жизни, который ведет человек. Настройка кокона — один из способов развития способности к выстраиванию собственной траектории жизни».