Без клопов и тараканов

Татьяна Арефьева
2 октября 2008, 00:00

Приедешь в город по делам — а остановиться негде. Гостиницы класса люкс еще понемногу строятся, пугая ценами, а ниша двух-трехзвездочных отелей почти пуста. Девелоперы ссылаются на дороговизну земли, грабительские кредиты и невозможность быстро вернуть затраченные на строительство деньги. А отельеры жалуются на низкую квалификацию персонала, которого требуется в два раза больше, чем в Европе, из-за чего цена скромного номера в России существенно превышает европейский стандарт

Гостиница «Спасская» в Вологде. Шесть квадратных метров, кровать восьмидесятых годов прошлого века с продавленным матрацем, убогий шифоньер, неработающий телевизор и веселый рыжий таракан.

Ну хорошо. Таракана выкидываем в окно — я не убиваю живых существ, даже комаров щажу, но с дежурной по этажу мне точно хочется что-то сделать. Сейчас шесть утра, в городе закрыты даже рабочие столовые. Но на мой вопрос о кофе женщина усмехается: у нее проблемы даже с кипятком.

Безрадостно возвращаюсь в номер. Откидываю покрывало, раздираю влажные простыни — они слиплись от крахмала; ржавые потеки и дырки на ткани убивают мечту о сне: я не лягу в эту постель даже под страхом наказания. Чтобы занять чем-то пару часов до того, как город оживет, спускаюсь вниз. Надеюсь на чудо — может быть, тут есть такая приятная вещь, как ранний завтрак для отъезжающих. Но в лобби «Спасской» пусто.

За стойкой регистрации возникает недовольная девушка. Она слишком сильно накрашена для столь раннего часа — я читала, что при отеле есть ночное заведение. Не успев что-либо спросить, получаю: «Вы не оплатили бронирование. 25% от стоимости номера». Позвольте, я созванивалась с отелем загодя, никто мне и слова не сказал об этом грабительском налоге. «Это не мое дело. С вас еще 500 рублей». За это убожество? Нет. Исключено. Не планируя больше появляться в номере, сбегаю в город. Все эти прелести обходятся мне в 1700 рублей. 70 долларов.

В Москве все дороже: гостиница класса «караул» стоит 2500 рублей за ночь. Если желание спать в номере без тараканов и дыр на простынях пересилит, придется отдать от 6 до 10 тыс. рублей. Апартаменты, сопоставимые с рядовыми европейскими четырьмя звездами, у нас стоят от 700 долларов.

Да, с отелями в России беда. Они дорогие, и не всегда их цена соответствует набору предоставляемых услуг. Перспектива деловой поездки в регион вызывает ужас: вечера предстоит проводить в гостинице, где невозможно разжиться кипятком, а платяные шкафы разваливаются от легкого прикосновения. Ситуация в Москве и других больших городах ничуть не лучше. Цена ночи в отеле соизмерима со средней месячной зарплатой. Дешевых гостиниц просто нет. Почему?

Проблемы больших городов

Московские цены на землю давно стали притчей во языцех. Старший партнер компании Progress Hotels Станислав Ивашкевич рассказывает о двух сценариях строительства гостиниц в столице:

— Согласно первому сценарию собственник земли сам начинает строить отель. В этом случае его себестоимость складывается из цены земли и затрат на строительство, что дает удовлетворительный результат. Второй вариант возникает, когда собственник земли решает, что нужно эту землю продать. Он тут же вспоминает, сколько у нас стоит квадратный метр земли, сколько стоит коммерческая недвижимость: в центре Москвы квадратный метр здания — около 15 тысяч долларов. Обычное здание — еще не гостиница на 120 номеров, которые займут 7 тысяч квадратных метров, — уже стоит 70 миллионов. А для того чтобы отель заработал, нужно вложить еще 20–30 миллионов. Даже при средней стоимости номера в районе 300 долларов это — практически неокупаемая вещь.

Получается, что строительство гостиниц в Москве — бесперспективное начинание. Станислав рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются застройщики:

— Недавно запустили трехзвездочную гостиницу в самом центре города, на улице Полянка. Общая стоимость проекта получилась в районе 30 миллионов долларов, что для Москвы отлично. Но на последнем этапе оказалось, что фасад согласовывался около 10 лет назад без учета кондиционирования, которое отелю просто необходимо. Пришлось строить технический этаж. В ответ московские власти запрещали нам пускать в эксплуатацию гостиницу из-за «лишнего этажа», который якобы мешал виду с моста на церковь. Заметьте, пристройка эта появилась не потому, что мы решили сделать там офис или личную квартиру. Можно было дать взятку, но мы подняли шумиху: «Ребята, посмотрите, мы развиваем трехзвездочные отели!» — и это дело пропустили.

Портье в дефиците

Раздав ускоряющие процесс суммы и выстроив гостиницу в рекордные для России сроки, отельеры сталкиваются с новой проблемой — набором персонала. Заработная плата топ-менеджеров в России давно сравнялась с зарплатами их западных коллег, и все равно их не хватает. Дело в том, что серьезные компании имеют свои стандарты качества, им нужны профессионалы, знающие толк в сервисе.

— Сложно найти менеджеров, которые понимали бы важность таких вещей, как приобретение качественных продуктов или покупка одноразовых перчаток. Чтобы люди на кухне не размешивали салат руками после карпаччо с кровью, — говорит Сандра Димитрович, региональный PR-директор компании The Rezidor Hotel Group по России, СНГ, странам Балтии и Турции. — Часто владельцы ресторанов и отелей нанимают иностранного дорогого шефа, который делает меню, концепцию, визуализацию. Какое-то время все это работает. По истечении оговоренного срока считается, что мы можем продолжить работу самостоятельно, потому как обучены. Но практика показывает: иностранный менеджер за дверь — и все рушится. Чтобы поддержать установленные им стандарты качества, нужны системный подход, грамотное управление персоналом, тренинги. И все это стоит денег.

Оператор брендов «Рэдиссон» и «Парк Инн» — Rezidor Group в ноябре этого года открывает первую в России менеджмент-школу для работников отелей. Компания готова сама платить за обучение персонала, лишь бы успеть вырастить топ-менеджеров сейчас, пока отелей мало. Сандра рассказывает, что сегодня текучесть среди рядовых сотрудников очень высока:

— Из самых престижных отелей Санкт-Петер­бурга, например, люди бегут либо во вновь открывающиеся гостиницы, потому что те дают на 10 долларов в месяц больше, либо в огромные торговые центры.

К сожалению, люди пока не держатся за свою работу в отеле. Во-первых, потому что деньги в гостиничном секторе платят невеликие. Можно мыть пол в отеле, а потом перейти в банк на ту же должность и получить значительно больше. Во-вторых, в России культура отелей еще не создана. Работа в гостинице не считается престижной: подай, принеси, подотри. Пройдет еще много лет, прежде чем люди начнут воспринимать отели как очаги особой культуры.

— Престиж поднимается тогда, когда официант способен объяснить, что за сорт винограда использован в предложенном гостю вине, как оно будет играть с тем блюдом, которое ты выбираешь, каков должен быть его букет при правильной температуре, — утверждает Сандра Димитрович.

«Камри» по цене «Майбаха»

Цену номера в отеле диктует рынок. В благополучной Германии нормальной считается цена в 70 евро. Отель волен поднять ее до 150 и пус­товать, поскольку рядом с ним десяток конкурентов предлагает более привлекательную цену. В русских городах конкуренции отелей почти нет, здесь у приезжего другой выбор: либо плати, либо ночуй на улице. Станислав из Progress Hotels любит сравнивать ситуацию в отельном бизнесе с торговлей машинами: «У нас сейчас люди платят за “Тойоты Камри” по 150–200 тысяч евро. Как за “Майбах”. Может ли продукт, который позиционируется на рынке как “Тойота Королла”, стоить как “Мерседес” S-класса? Это нонсенс и четкое отражение ситуации в Москве, да и во всей России».

— Главы компаний все еще готовы тратить безумные суммы, — говорит Станислав. — Они приезжают, чтобы развивать бизнес, сидят в «Ритце» и пишут домой: «Ребята, рассчитай­те-ка нам бюджетик на год. За нами должны приехать менеджеры, и они должны тоже где-то жить». Ребята в Нью-Йорке начинают рассчитывать и понимают, что компания попадает минимум на пол-лимона командировочных расходов. Просто приехать в Россию, сходить попить кофе, поужинать в кафе, ничего пока не делая, — полмиллиона долларов на ветер. Да, мы самый дорогой город в мире — по этому поводу плакать надо, а не радоваться.

Много говорится и пишется о том, что рынок отелей класса люкс в России развит достаточно, что пора приняться за строительство отелей в две и три звезды для гостей со средним достатком. Но все отели, которые сейчас вводятся в эксплуатацию или строятся в больших городах, — пяти­звездочные. В Москве недавно открылся «Ритц-Карлтон», открывается «Хилтон», строятся три отеля «Рэдиссон». Вместо «Москвы» должен открыться «Фор Сизонс», вместо «Центральной» — «Мандарин Ориентал», на месте бывшего «Минска» будет «Интерконтиненталь».

Эту абсурдную ситуацию Сандра Димитрович комментирует так:

— В России и в СНГ в целом высоки риски, связанные с коммерческой недвижимостью. Тем не менее международные гостиничные цепочки давно рассматривают Россию и СНГ как привлекательный рынок, подписывают контракты с застройщиками, даже вкладывают собственные средства и привлекают иностранные инвестиции. Но, к сожалению, этот процесс вместо установленных в Европе двух-трех лет может затянуться лет на пять-семь из-за бюрократических проволочек. Рынок современных качест­вен­ных отелей в России абсолютно не насыщен, и именно сейчас девелоперы могли бы извлечь максимальную выгоду, возвратить свои средства за очень короткий срок. Сейчас, а не через три-четыре-пять лет, когда ситуация изменится.

Можно ли построить отель дешево

Государственные программы поощрения строительства двух-трехзвездочных отелей в начале 2000-х успеха не имели. «В Москве 80% выделенных площадей были заняты жилыми домами, — говорит Станислав Ивашкевич. — А что такое расселение жилого дома в городе Москве? По ценам 2002–2003 годов — 3,5–4 тысячи за квадратный метр в центре города. Заплати 30–40 миллионов долларов за новые квартиры людям — и строй, ни в чем себе не отказывай. Другой тип площадок включал в себя линии электропередачи. Мне говорили: «Переноси — в чем проблема-то?» А как их можно перенести? Договориться с Чубайсом и еще миллионов 10–20 заплатить?

Отельеры в один голос говорят, что строить дешевые гостиницы в Москве нерентабельно. Фирма Станислава открывает уже пятый отель, и он авторитетно заявляет, что построить его дешевле, чем за 100 тысяч евро на номер, невозможно. Нельзя купить стул для конференций дешевле 100 евро. Нельзя купить «советский» ковролин, потому что он начнет гореть от первой непотушенной сигареты. Если брать за номер 70 или даже 100 евро, гостиница не окупится никогда. В Европе это возможно, но там меньше накладные расходы и ниже проценты по кредитам. А главное — европейский девелопер уверен в будущем, может прогнозировать окупаемость и готов ждать «выхода на ноль» хоть 10, хоть 20 лет.

Итоги прошлого года показали, что рост среднего класса повлек за собой бешеный спрос на трехзвездочные отели. Наилучшие условия для их строительства созданы в регионах.

— Операторы заявили о своем интересе к городам по 400–500 тысяч жителей, — говорит Друвис Мурманис, вице-президент компании ADG group, строящей отели в Калининграде. — Все движется, нужно только время. Я не слышал о бюрократических барьерах в малых городах — городские власти хотят видеть у себя новые отели.

Но вряд ли стоит ждать прорыва в ближайшее время. Бизнесмены смотрят, где можно быстрее получить деньги обратно, а региональные отели окупаются медленно. Большинство вкладывает в жилье, в торговые центры, в офисы. Друвис считает, что из-за кризиса ликвидности многие проекты по отелям отложатся.

Есть и другие мнения. Оператор The Rezidor Hotel Group смотрит на ситуацию с региональными гостиницами оптимистично.

— В Екатеринбурге администрация помогает, а строительство в городах зависит именно от ее поддержки, — говорит Сандра Димитрович. — Татарстан прогрессивен. В Ижевске или Рязани проще найти свободную площадку для строительства, чем в Москве или Петербурге. 

Фото: архивы пресс-служб; Photoxpress

Пять самых экзотических гостиниц

Суточные не покрывают расходов на гостиницу

С 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в п. 3 ст. 217 НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ. Установлены нормативы суточных:

  • для командировок по России — 700 рублей в сутки;
  • для зарубежных командировок — 2500 рублей в сутки.

Если в организации суточные выплачиваются в большем размере, то сумма превышения должна облагаться налогом на доходы физических лиц. Опыт показывает, что организации устанавливают собственные нормативы суточных. Они больше, чем 700 рублей, но все равно часто не дотягивают до стоимости приличного гостиничного номера.