Город будущего

Ирина Коробьина
2 октября 2008, 00:00

Выбор директора Ц:СА/Центра современной архитектуры Ирины Коробьиной

Проектировать города будущего обычно начинают во времена перемен и национального подъема — вспомнить хотя бы авангардные 1920-е или оттепельные 1960-е. Правда, бумажные проекты «застойных 80-х» тоже вроде про будущее, но они появились как ответ наших архитекторов на запрос японских компаний с их футуристическими конкурсами.

Сегодня время девелопмента и недвижимости. О будущем мало кто задумывается: жажда «быстрых денег» определяет настоящее. Поэтому особенно ценными становятся те немногие проекты и идеи, которые отвечают вызову XXI века.

Во-первых, это инновационные концепции, в которых обозначены направления развития городов и организации их жизнедеятельности. Во-вторых, это проекты градоформирующих архитектурных сооружений, в которых заложен мощный градостроительный потенциал.

И если первые — это скорее визионерство и научная фантастика, которая, впрочем, очень быс­тро проникает в нашу жизнь, то вторые — реальные проекты, которые можно осуществить хоть завтра. Нужны лишь политическая воля и желание создавать умную архитектуру, важную для будущего страны.

Горы на Нагорной

Проект. Мастерская Михаила Хазанова, «Курортпроект»

Нагорная улица в Москве — место унылое и непривлекательное. Авторы этого всесезонного спортивного комплекса создают архитектуру как искусственный природный ландшафт, не только оправдывающий название улицы, но и сообщающий этому району типовой застройки футуристический образ какой-то новой цивилизации.

Инновационный проект убедительно развивает очень интересное направление в современной архитектурной практике — стирание границ между ландшафтом и зданием, интерьером и экстерьером, технологией и экологией. Возможно, такими и будут города будущего — как бы вырастающими из земной коры и окружающей природы. Новое сооружение планируется к строительству и обещает стать архитектурным событием высокого международного класса. 

Всемирный музей мамонта и вечной мерзлоты в Якутске

Проект. Томас Лизер, Leeser Architecture (США)

Построить музей как научно-исследовательский центр в зоне вечной мерзлоты, где обнаружен едва ли не самый сохранившийся и симпатичный мамонт в мире, — идея сама по себе многообещающая. Проект американца Томаса Лизера, известного своими инновационными решениями, объединяю­щими архитектуру с наукой и техникой, оказался лучшим на конкурсе, проведенном Республикой Саха.

Музей, спроектированный Лизером, — отдельная экосистема, чутко реагирующая на условия вечной мерзлоты и поддерживающая их в необходимом режиме. Этот проект сам по себе «экспонат», не менее интересный, чем якутский мамонт. Это одновременно и эмбрион города будущего в этом загадочном краю. Его строительство стало бы событием во всем архитектурном мире и лучшим доказательством того, что регион, ассоциирующийся сегодня исключительно с якутскими алмазами, способен на большее.

МоскоПит

Проект. Мастерская Михаила Хазанова

Центробежная сила городского развития, распирающая Москву изнутри, сдерживается ее радиально-кольцевой структурой. Это создает невероятные проблемы — транспортные, функциональные, логистические. Идея разорвать кольца и выпустить эту мощную энергию по направлению к Питеру была заявлена еще в 1920-е годы Николаем Ладовским в параболической схеме развития столицы. Михаил Хазанов делает следующий шаг — «вытягивает» эту энергию в линию. Железнодорожная ветка между Москвой и Санкт-Петербур­гом превращается в мощную энергетическую и коммуникационную структуру, которая выполняет все необходимые технологические и обслуживающие функции. Такое соединение двух столиц — политкорректная и вполне жизнеспособная идея. А для тех, кто вынужден постоянно курсировать туда-обратно в «Красной стреле» — и вовсе необходимая.

Центр Казани

Проект-концепция развития городского центра под руководством Хосе Асебильо (Испания — Швейцария)

Казань — прекрасный город, но, как и многие российские города, сегодня он переживает трудный период становления капитализма. Объективная реальность требует более интенсивного развития. Однако первые опыты привели к ошибкам — потере целого массива историко-архитектур­но­го наследия и одновременно к расширению городских границ.

Стратегия этого проекта разработана под руководством автора обновления Барселоны. Ее задача — остановить рост пятна города и оптимизировать использование существующих градостроительных резервов. Для этого используются следующие приемы: уплотнение городской ткани за счет разнообразия жилой и общественной застройки, активизация ключевых точек городской структуры, установление связей-кори­доров между этими точками и, наконец, формирование кластеров, в которых новые структуры наслаиваются на уже существующие.

Если в процессе реализации проект не растеряет заложенные в нем идеи, Казань получит современную жилую среду и сохранит свое историческое своеобразие.

Транс-Россия ХХI

Конкурсный проект. Архитекторы: Илья Лежава (руководитель проекта), Михаил Хазанов, Михаил Шубенков и др.

Это проект линейного города через всю Россию от океана до океана. Он подразумевает наращивание городской ткани на бесконечный энергетический хребет, к которому подтягиваются основные транспортные и обслуживающие коммуникации. От хребта отходят отростки с самостоятельными жилыми или производственными образованиями. Понятно, что в обозримом будущем вопрос реализации этого проекта не стоит. Тем не менее сама концепция — из разряда революционных. Она позволяет рационально, экономично и удобно организовать жизнь на всей территории страны — без транспортных и энергетических коллапсов, с удобными связями и отлаженной логистикой взаимодействия между всеми элементами этой многослойной структуры. Осталось додумать, как не потерять леса и не распугать их обитателей. А так идея вполне способна стать национальной.