1. Читали конкурентов? Поделитесь впечатлениями.
Из произведений, вошедших в короткий список, я читал роман «Библиотекарь» Михаила Елизарова. Это великолепная книга! Но вообще-то я не считаю других писателей конкурентами. Чем больше будет хороших романов, тем лучше для всех. Кооперация всегда лучше, чем конкуренция. Способность к кооперации — самое лучшее конкурентное преимущество. Сейчас серьезной и качественной литературе актуально не столько конкурировать внутри себя, сколько отвоевывать информационное пространство у отупляющего примитива массовой квазикультуры. Иначе вымрем, как пещерные кошки.
2. Кого из не вошедших в шорт-лист номинировали бы вы?
Я бы собрал все премии вместе и отдал одному человеку — Юрию Мамлееву. Это писатель и личность грандиозного масштаба.
Похоже, мы не вполне понимаем, с кем живем в одно время.
3. У себя в блоге в связи с хвалебными рецензиями на «Таблетку» вы жаловались, что хотели написать «офисный роман», а получилась «высокая литература». Кокетничаете?
Если помните, там еще приводится анекдот: как ни собираем утюг, а получается все равно автомат Калашникова! Нет, я вполне сознаю, что пишу книги не для массового читателя. А у критиков на этот счет нет единого мнения. Некоторые как раз утверждают, что «Таблетка» — упрощенное и адаптированное чтиво, готовый бестселлер. Вот только читателя не обманешь, читатель животным инстинктом чует, где его будут развлекать, не тревожа, а где могут задеть ум, честь, совесть или что там у кого осталось. И старательно таких стрессов избегает. Массовый читатель хочет, чтобы ему делали приятно, не выводя из сонного состояния, не разрушая его иллюзий. А «Таблетка» прямо начинается с обещания все сделать наоборот.
4. Судя по рецензиям на «Таблетку», самой популярной цитатой из книги стало объяснение, почему формальная логика приводит к необходимости «уничтожения существующего строя». Вы хотите уничтожить существующий строй?
Да.
5. Председатель жюри Евгений Сидоров сказал, что из современной литературы исчезает трагедия. Согласны?
В жизни и человека, и общества пропали историческая перспектива и эпическая глубина. Каждый живет здесь и сейчас. А роман что? Роман — это зеркало, поставленное на большой дороге. И если в этом зеркале отражаются только рекламные ролики, люди и машины снуют туда-сюда без пути и цели, то такой получается и книга. Потому современный роман — это подборка клипов.
Но ничего, скоро все изменится, скоро все будет хорошо. Виртуальная экономика потерпит крах, весь этот офисный люд, заполнявший кинозалы и дискотеки, окажется на улице. И сначала по привычке ломанется в торгово-развлекательный центр, потом пощупает в кармане — а там едва хватает на пиво «Балтика-9». Потом будут разочарование, и злость, и непонимание: как же так, куда все делось, почему? А от вопроса «почему» уже всего шаг до возникновения интеллекта. И начнут думать, и книги хорошие читать, и вернутся к нам и трагедия, и эпос.
6. Есть у вас ободряющие слова для офисных работников, так же недовольных жизнью, как ваш герой?
Есть. Мы все умрем. Смерть освободит нас от офисного рабства. Если еще раньше нас не освободит экономический кризис.
7. Вас офисная работа сильно достала?
Мне нравится моя работа.