Сон драматурга

Культура
Москва, 06.11.2008
«Русский репортер» №42 (72)
На полях культуры с Сашей Денисовой

В предбаннике Театра.doc спал драматург. Крупное его драматургическое тело покоилось на двух столах, в головах лежала сумка. Очевидно, он положил ее с определенной целью, но подсунуть под голову не смог и заснул прямо так, безо всякого удобства.

На сцене тем временем актеры закончили читать пьесу «Зерно­хранилище» другого драматурга — Натальи Ворожбит. Пьеса — про Голодомор на Украине. И вот стали искушенный зритель и специалист пьесу обсуждать — говорили про заказуху, про ангажированность. Мол, на потребу украинского дня пьеса. Что драматургу, как Ахматовой и Пастернаку, изменила муза. Когда именно муза изменила двум предыдущим гениям — не говорилось.

А пьеса между тем хорошая, написана мастерски — и, на секундочку, по заказу Королевского Шекспировского театра. И, мало того, им и принята.

Голоса спорящих хотя и доносились до спящего драматурга, но никакого действия на него не оказывали. Однако драматурга нельзя было оставлять в этом послеполуденном отдыхе на столах — а ну как он храпеть начнет, а зритель — выходить?

Дискуссия в зале продолжалась. Наталья Ворожбит по происхож­дению киевлянка и книг о Голодоморе явно читала больше, чем дискутирующие. С чем там спорить, было неясно — одна страшная правда. Но парадокс ведь в чем: на Украине только митингуют, памятники ставят, книжки псевдоисторические штам­пуют — а художественно никто не озаботился. Озаботились почему-то Москва и Лондон.

Драматурга в предбаннике стали ворочать. Приходила известный кинорежиссер, приносила драматургу подушку и даже пыталась приладить ее к неподвижному телу. «Да как же ты подсовываешь — дай лучше я!» — нервно шипел на нее завлит одного театра. Драматург не реагировал совершенно. Он спал. Непробудно, веско.

Постепенно образовалось целое окружение — людей неравнодушных к таланту драматурга и его человеческим качествам, в том числе и я. Возникла утопическая идея — перенести драматурга в гримерку. Утопическая в силу несоответствия масштабов неравнодушных и титана мысли. Мы были как лилипуты рядом с Гулливером. Во всех смыслах.

Тем временем в зале кто-то встал и сказал: «Я сам из Херсона и живу в риторике Голодомора. А эта пьеса совершенно в другой риторике. В хорошей!»

  Фото: Митя Гурин
Фото: Митя Гурин

Драматург проснулся. Оглядев сердобольных женщин, всех назвал по именам. Всех — даже в таком состоянии — помнил! Потом сел. Женщин долго обнимал, обдавая.

Из зала попросили не шуметь. Один раз, другой. Потом вышел главный по тарелочкам — по новой драме — режиссер Михаил Угаров, молча посмотрел на нашу скульптурную группу с подушкой и снова зашел в зал.

Драматург, медленно моргая и еще медленнее проверяя внут­ренний карман куртки, сказал: «Девчонки, у меня столько бабла — поехали бухать!»

Я не поехала. На следующий день встречаю — у ларька. Уже с лимонадом. Стоит веселый, прекрасный и говорит: «Все вчера пропил! Подчистую! Одна незнакомая девушка подходит ко мне и говорит: “Спасибо вам за вчерашний подарок!” Вот думаю, какой подарок?»

Надо было и мне ехать. Сидела бы сейчас в жемчугах.

Область культуры велика и многогранна. Страшно подумать, сколько всего важного, интересного, модного и культового происходит в ней в единицу времени. Именно поэтому обыкновенный человек часто оказывается за пределами этой обширной и богатой событиями области, особенно если он не персонаж книги, фильма или инсталляции, а простой потребитель: ему и его мнению просто не находится места среди множества экспертных оценок, критических взглядов и аналитических исследований.

Поэтому мы решили открыть руб­рику «На полях культуры» и писать в ней о том, чему не очень-то принято уделять внимание, говоря о культуре как таковой. А именно — о человеке. О том, что все мы остаемся живыми людьми со своими бытовыми потребностями, взглядами и пристрастиями, независимо от того, идем ли мы на попкорновый блокбастер или сидим на авангардной постановке. И о том, как и в культуре остаться живым человеком — несмотря на весь попкорн и авангард.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№42 (72) 6 ноября 2008
Идеология
Содержание:
Частная правда

От редакции

Фотография
От редактора
Вехи
Актуально
Путешествие
Фотополигон
Реклама