Может ли язык превратить пенис в клитор?

Тренды
Москва, 20.11.2008
«Русский репортер» №44 (74)

В 20-х годах прошлого века американский лингвист Эдвард Сепир (Edward Sapir) писал: «Мы видим, слышим и воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе главным образом благодаря тому, что выбор его интерпретации пред­определяется языковыми привычками нашего общества». То есть язык определяет наше сознание. Страховой агент Бенджамин Ли Уорф (Benjamin Lee Whorf), присутствовавший на лекциях Сепира, попытался сопоставить лингвистический опыт со страховым. Беседуя с жертвами пожаров, он пришел к выводу, что люди склонны доверять словам гораздо больше, чем собственному рацио. Например, если написать на бочке, воняющей на всю округу бензином, волшебное слово «Empty», то со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что в этой бочке тут же окажется чей-то окурок. Так родилась теория лингвистической относительности Сепира — Уорфа, вокруг которой до сих пор идут ожесточенные споры.

На пике популярности гипотезы лингвистической относительности Джордж Оруэлл в знаменитом «1984» описал новояз, в котором слово «свободный» употреблялось лишь в значении «туалет свободен».

Сегодня уже несколько новоязов сражаются друг с другом за наши умы. То, что в одном из них называется «операцией по принуждению к миру», в другом именуется «российской агрессией»; а то, что в первом на­рекли «суверенной демократией», в другом прозвали «авторитарным режимом», и так далее. Или вот феминистки: раз они с такой энергией борются за то, чтобы говорить «person» вместо «man», а «пенис» называть «увеличенным клитором», значит, гипотеза Сепира — Уорфа работает.

Но какие именно различия между культурами определяют язык? Очень долго примеров попросту не могли найти. Уорф описывал мышление апачей на основании их грамматики, ни разу в жизни с ними не поговорив. Но настоящим научным анекдотом стал случай с названиями снега у эскимосов. Антрополог Боаз как-то обмолвился, что у эскимосов для этого есть 4 разных слова (вроде

наших «снегопад», «пурга», «вьюга», «пороша»), а в английском — только одно (это неправда!). А Уорф, слегка приукрасив, объявил, что у эскимосов 7 вариантов наименования снега, и намекнул, что, возможно, и больше. У его последователей эта цифра превратилась в несколько десятков, а в журнальных колонках вроде этой доросла до сотни.

Любой из нас прекрасно различает бесчисленное количество запахов, вкусов и прочих вещей, для которых попросту нет слов. То, что мы чувствуем, и то, что мы говорим, вовсе не одно и то же, сколько ни называй пенис клитором.

За неимением эмпирических подтверждений гипотезу совсем было отправили на свалку истории.

И все же каждый язык обращает наше внимание именно на выделяемые им аспекты реальности. В английском — с десяток времен, в турецком — разные глагольные формы в зависимости от того, видел человек описываемое событие или только слышал о нем, в некоторых африканских языках — разные суффиксы для определения стоящих (сюда относятся, в частности, мужчины), сидящих (включая женщин) и лежащих вещей.

Похоже, что язык влияет прежде всего на восприятие абстракций. Вот, например, время. Мы представляем его не столько на основе чувственного опыта, сколько на основе языковых данных. Язык подсказывает нам, что время — это ресурс, подобный деньгам, его можно «тратить», «терять», «выигрывать» и т. п. Язык побуждает нас считать, что время движется слева направо. Но у китайцев, пишущих сверху вниз, прошлое — вверху, а будущее — внизу (так и говорят: «месяцем выше», «неделей ниже»).

А израильтяне, привыкшие писать справа налево, так же воспринимают и течение времени.

Итак, язык направляет наши ассоциации там, где речь заходит об абстрактных вещах: от свободы и демократии до истины и бога.

Какой из всего этого вывод? Ну, например, появляется еще одна мотивировка учить языки — чтобы мыслить свободнее. Ведь «выучить второй язык — значит обрести вторую душу», как заметил в свое время один император.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №44 (74) 20 ноября 2008
    Увольнения
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Актуально
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама