Ноги и осьминоги

20 ноября 2008, 00:00

На Большом фестивале мультфильмов, который прошел с 1 по 15 ноября в Москве, показали более 300 мультиков со всего света — новых, старых, детских, взрослых, очень взрослых, кукольных, рисованных, компьютерных и даже сделанных из макарон. «Русский репортер» выбрал десять самых ярких из них, чтобы показать, что происходит в современной анимации помимо «Мадагаскара» и «Вольта»

Приключения принца Ахмеда

Лотте Райнигер, Германия, 1926

Первый полнометражный (66 минут) мультфильм в истории кино. Несколько лет назад его отреставрировали и вернули первоначальное звучание — музыку Вольфганга Целлера. Мульт­фильм создан по мотивам сказок «Тысяча и одна ночь» в технике силуэтной анимации. Бумажные куклы из 40–50 подвижных частей, большое количество одновременно движущихся героев в кадре заставили современников говорить о Лотте Райнигер как о величайшем режиссере анимационного кино. Говорят, она вырезала фигурки из бумаги так: правая рука с ножницами неподвижна, левая — двигает бумагу. Мультфильм похож на ожившую картину художника-модерниста начала XX века и заставляет задуматься об истоках и природе анимации.

История Болоджи

Ким Жинь Мань, Южная Корея, 2003

Тонкие макароны двигаются по принципу «игольчатого экрана». Макаронный барельеф повествует о выпуклом мальчике Болоджи, который живет на планете вогнутых людей. Мечтая найти таких же, как он, выпуклых мальчиков, Болоджи перелетает на планету выпуклых людей, но там сам становится вогнутым. «Вогнутый мальчик! — кричат ему жители планеты. — Он принесет нам несчастья!» Одна выпуклая девочка осмелилась полюбить вогнутого мальчика.

Соединяясь в страсти, они превращались, как несложно догадаться, в пустое место. Надо признать, что техника вызывает здесь больший интерес, чем сюжет: мысль о макаронах во время просмотра не оставляет зрителя ни на секунду.

Петя и волк

Сьюзи Темплтон, Великобритания/Польша, 2006

Экранизация детской сюиты Сергея Прокофьева, получившая «Оскар-2008». Англичанка Сьюзи Темплтон побывала в России и сделала 5000 фотографий, чтобы воссоздать аутентичные советские интерьеры. Куклы и декорации делались в Польше. Однако оскаровский успех «Пети и волка» вызывает споры у критиков, особенно у российских: ведь именно этому мультфильму проиграла «Моя любовь» Александра Петрова.

Маленькая Василиса

Дарина Шмидт, Россия, 2007

Еще один яркий дебют — на этот раз молодого автора из Санкт-Петербурга. Мультфильм «для самых маленьких» сделан с юмором, который оценят и взрослые, — а это важный критерий качества любого детского продукта. Героиня разговаривает голосом реальной девочки, что нечасто встречается в российских мульт­фильмах.

Ноги

Ли Хай Янг, Южная Корея, 2008

Утром в своей постели молодой человек обнаруживает женскую ногу, которая пытается овладеть его ногой. В квартиру стучатся полицейские — они разыскивают исчезнувшую женскую ногу.

Парень не знает, куда деть ногу и проглатывает ее (целиком), открывает полицейским, но во рту предательски шевелятся пальчики с ярко-красным педикюром. В конце концов нога выплевы­вается и заводит роман с ногой парня. И вот две оторванные ноги — мужская и женская — в подвенечных нарядах идут по мосту. И тут появляется одноногая хозяйка «невесты» и стреляет. Вряд ли стоит искать в мульт­фильме метафору конфликта души и тела. Он поражает удивительным взглядом на мир, которого и ждешь от молодой азиатской анимации.

Собака, генерал и птицы

Франсис Нильсен, Франция, 2003

Центральный персонаж мульт­фильма — пожилой русский генерал, герой 1812 года. Когда французы взяли Москву, ему пришла в голову идея поджечь город, выпустив сотни горящих птиц. Много лет спустя генерал живет один в Петербурге и пытается выпросить прощение у птиц, которые мстят ему и повсюду на него какают. Мультфильм несколько затянут и предсказуем, но посмотреть его стоит. Во-первых, историю написал знаменитый Тонино Гуэрра, сценарист фильмов Феллини и Антониони, а главного героя озвучил Филипп Нуаре (это была одна из последних его работ в кино). Во-вторых, художник фильма Сергей Бархин нарисовал Петербург так узнаваемо, что кажется, будто гуляешь по видеооткрытке со знаменитыми видами на Петропавловскую крепость, Дворцовую площадь, Зимнюю канавку. Наконец, Андреа Гуэрра, сын сценариста, получил на Венецианском кинофестивале приз за музыку к этому мультфильму.

Он и она

Мария Муат, Россия, 2008

Анимационная экранизация «Старосветских помещиков» Гоголя. Как и в повести, в мультфильме ничего не происходит, зато передана атмосфера тихого быта Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, чья жизнь крутится вокруг пирожков с капустой и гречневой кашей и коржиков с салом. Милая зарисовка о супружеской любви-при­вычке. Куклы у Марии Муат, ученицы Сергея Образцова, потрясающе живые, озвучивают их Людмила Аринина и Олег Табаков. На фестивале российского кино «Окно в Европу» фильм получил награду «За нежное отношение к Гоголю».

Девочка-дура

Зоя Киреева, Россия, 2006

Режиссерский дебют оператора из Екатеринбурга. Трогательная история о безответной детсадовской любви. Главное — атмосфера: толстые нянечки, заставляющие доедать обед, кафельные туалеты с горшками, качели. Звуки записывались в настоящем детском саду. Акустика каменных стен, звон посуды, голоса детей и воспитателей вызывают общие для многих воспоминания. Даже начинаешь чувствовать детсадовский запах — тушеной капусты и какао из кастрюли.

Последыш

Андреас Хюкаде, Германия, 2006

Автобиографическая история режиссера, рассказанная сухо и схематично, но вызывающая сильные эмоции. Один крольчонок в помете оказался слабым, и фермер собирался его убить, но маленький племянник фермера попросил оставить малыша в живых. Дядя не убил последыша, но поставил условие: через год мальчик сам его убьет. Ожидаемого гуманистического финала не будет. Мультфильм понра­вится идейным вегетарианцам, а у мясоедов вызовет тяжелое чувство «увы, такова жизнь».

Осьминоги

Жюльен Бокабей, Франция, 2007

Компьютерный мультик 22-летнего дебютанта Жюльена Бокабея сравнивают с лучшими произведениями студии Pixar. «Осьминоги» — это две минуты непрерывного смеха, потому что в каждом кадре происходит что-то уморительное. Два влюбленных осьминога пытаются избежать ножа повара и оказываются вовлеченными в погоню, которая решена с элементами пародии. Мультфильм получил множество наград на международных фестивалях, а его создатель теперь работает на студии DreamWorks. РР Наталья Зайцева

Ожидаемого гуманистического финала не будет.

«Последыш» понравится идейным вегетарианцам, а у мясоедов вызовет тяжелое чувство «увы, такова жизнь»

Фото: архив пресс-службы