У матрешек в космосе бьется сердце

27 ноября 2008, 00:00

Галактики прекращают расти, достигнув определенного предела. Звездам становится все труднее рождаться, хотя материала — горячего газа — вроде бы хватает с избытком. Объяснение этому нашла группа астрофизиков во главе с Алексисом Финогеновым из немецкого Института внеземной физики Макса Планка, опубликовавшая свое исследование в Astrophysical Journal. Оказывается, во всем виноваты «космические матрешки», образующиеся вокруг гигантских черных дыр, которые находятся в центре взрослых галактик, — их обнаружил космический телескоп Chandra, сделавший снимок галактики M84 в рентгеновских лучах.

«Матрешками» авторы называют вложенные друг в друга гигантские пузыри из разогнанных частиц. Каждый такой пузырь — результат взрыва, который происходит, когда черная дыра в центре галактики поглощает очередную порцию вещества. Короткие взрывы чередуются с длинными паузами: ударная волна отбрасывает от черной дыры все то, что досталось бы ей в следующую секунду. А заодно волна разогревает окружающий газ, мешая ему остыть и сконденсироваться в звезды. Какое-то время спустя гравитация берет свое, цикл повторяется. Финогенов с коллегами сравнивают эту последовательность событий с сердечным ритмом, причем роль сердца отводится черной дыре.