Светит, греет, разоряет…

18 декабря 2008, 00:00

Тарифы на газ, свет и тепло с 1 января могут вырасти не так сильно, как планировалось. Борются с монополиями промышленники, которым новые тарифы грозят разорением. Если их доводы сработают, выиграют и рядовые потребители

Все последние годы тарифы на услуги естественных монополий (прежде всего на электричество и газ) повышались у нас один раз в году — 1 января. И хотя повышение было существенным, больших протестов оно обычно не вызывало. Пока не наступил кризис. По плану, утвержденному правительством еще в августе, в 2009 году тарифы на газ должны вырасти почти на 20% для предприятий и на 25% для населения. А электричество должно подорожать в среднем на 26%.

Когда экономика и зарплаты растут, такое повышение, конечно, ощутимо, но не критично. Другое дело, если на дворе кризис и стагнация. Промышленники, подсчитав, на сколько при новых тарифах увеличится себестоимость товаров, стали активно сопротивляться и еще в ноябре пожаловались вице-премьеру Игорю Шувалову.

— Если тарифы повысят, как предполагается, у нас себестоимость продукции вырастет на 20%, — поделился с «РР» расчетами заместитель гендиректора Махачкалинского завода стекловолокна Махмуд Расулов. — Нужно каким-то образом урезать расходы. 

В ноябре Игорь Шувалов ответил, что пересматривать тарифы не будут. Но во время общения с народом промышленников неожиданно поддержал Владимир Путин. Тут уж министры поневоле начали предлагать варианты. Совсем не повышать тарифы правительство не готово. «Подорожали кредитные ресурсы, которые монополии привлекали для финансирования своих программ», — объяснила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Но тут же предложила вместо 20–25% поднять их лишь на 5%. Правда, с условием, что в течение года их можно будет скорректировать еще раз.

Однако естественные монополии это не устраивает. Представители «Газпрома» и РЖД уже готовят обращение в правительство с просьбой не пересматривать запланированное повышение тарифов, иначе у них могут возникнуть серьезные проблемы с рентабельностью. Такая позиция монополистов сильно раздражает представителей обществ защиты прав потребителей.

— Надо еще разобраться, почему официальная инфляция у нас 13%, а тарифы растут на 30% в год.

Откуда они эту цифру берут? — возмущается президент Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов.

От того, кто победит в этой войне лоббистов, зависит и то, сколько все мы будем платить за газ и электричество. Если удача будет на стороне промышленников, наши счета за квартиру сильно не изменятся, а если нет — увеличатся на 25%.

А пока эти бои продолжаются, энергетики уже рассылают уведомления о новых тарифах. И в новом тарифном меню «Мосэнерго­сбыта» 1 кВт/ч электроэнергии стоит 2,11 руб. вместо 1,66 для обладателей электроплит и 3,01 руб. вместо 2,37 для тех, у кого плиты газовые.

— Мы эти тарифы уже утвердили, и было бы странно их корректировать, — солидарна с монополиями рядовая представительница Мос­ковской региональной энергетической комиссии.

И все же сделать это, скорее всего, придется: последняя битва госмонополий и промышленников состоится в ближайшее время на специальном совещании у Игоря Шувалова. И мы знаем, за кого «болеть».