7 вопросов Эдуарду Ратникову, концертному промоутеру

Интервью
Москва, 29.01.2009
«Русский репортер» №3 (82)
Из-за экономического кризиса под угрозой оказались концерты мировых звезд в России. Отечественные промоутеры бьют тревогу: при прежних звездных гонорарах и новом курсе доллара концерты не окупятся. А если еще учесть, что у зрителей теперь нет лишних денег на развлечения, то дело совсем плохо. Президент концертного агентства Talent Concert International (T.C.I.) Эдуард Ратников рассказал «Русскому репортеру» о том, останемся ли мы в этом году без крупных концертов

1. Как повлиял кризис на международный концертный бизнес?

За последние три года цены на концертные билеты, как и на все остальное, сильно выросли. Средняя цена на концерт в клубе порядка 2–3 тысяч рублей за билет — это еще нормально. Билеты в 6–7 тысяч рублей и выше, вплоть до 25 тысяч — это неадекват. Сейчас все рухнуло. То, ради чего делается концерт, то есть концертные билеты, стало сложнее продать. А стоимость арендной платы и гонорары артистов по-прежнему очень высоки.

2. Из чего складывается цена билета?

Во-первых, гонорар артиста. На снижение гонораров менеджеры артистов в ближайшие месяцы вряд ли согласятся. Концертный бизнес — прецедентный. Если артистка Бейонс когда-то получила за концерт в России $1 800 000, то меньшая сумма ее вряд ли устроит. Дальше — рекламные затраты, это основные расходы после гонорара. Затем продакшн: техническое оснащение концерта, безопасность, гостиницы, питание, транспорт. Потом отчисления: билетным агентам — 10%, налоговые — 18%, отчисления в Российское авторское общество — 5%. И когда смотришь, что остается от валового сбора в конце дня, понимаешь, что у тебя один выход — ногами вперед.

3. Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?

Желательно, чтобы участники концертного бизнеса сами старались играть по-честному, консолидировались и старались общаться с ведомствами и городскими структурами, которые связаны с площадками, — чтобы те пересмотрели, например, стоимость аренды дворцов спорта и концертных залов.

4. Чьи концерты в России не состоятся из-за кризиса?

Скорее всего, концерты AC/DC, Coldplay, Maroon 5, Linkin Park, Бейонс и Эроса Рамазотти. Непонятно, будет ли концерт Guns’n’Roses, но, послушав последний альбом, мы сняли свое участие. Предполагавшееся в апреле выступление The Prodigy переносится на осень. Radiohead отказались приехать не столько в этот раз, сколько, кажется, в принципе не хотят ехать в Россию. Есть такие артисты в мире, которые почему-то брезгуют ехать в Россию. Часто эту брезгливость можно перебить высокими гонорарами, но мы зарек­лись предлагать артистам завышенные гонорары. Во-первых, это сказывается на ценах билетов. Во-вторых, это разрушает рынок в целом, да и имиджу страны наносит ущерб.

5. Борьба за артистов между промоутерами — это свободная конкуренция?

Если вам скажут, что у компании или конкретного лица есть эксклюзивная договоренность с западным артистом, не верьте. Международный концертный бизнес работает так: артист имеет агента, менеджера и фирму грамзаписи. Агент занимается исключительно концертами, фирма грамзаписи — тиражированием и продажей носителей, менеджер следит за всем. Мы — в той части индустрии, где царят агенты. Чем круче артист, тем круче агент. Все серьезные промоутеры вольны делать предложения артистам, и агенты их даже к этому приглашают.

6. Кто из артистов, несмотря на кризис, все-таки выступит в России?

Количество гастролирующих артистов в мире не уменьшилось, их даже больше, чем в прошлом году. Скорее всего, состоятся концерты Милен Фармер, Ванессы Мэй и Simply Red. Мы в этом году организуем большой стадионный тур по городам России с участием Scorpions, Alice Cooper, Gorky Park и Kingdom Come. В марте привезем Криса Нормана, а в июне, возможно, Limp Bizkit. Обсуждается возможность российского тура группы Rammstein в ноябре.

7. Подешевеют ли билеты?

Думаю, в среднем подешевеют на 20–40%. Если промоутер хочет, чтобы билеты покупали, ему придется снизить цены.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (82) 29 января 2009
    Убийство адвоката
    Содержание:
    Судьба поколения

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Без рубрики
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама