Под катком

Актуально
Москва, 05.02.2009
«Русский репортер» №4 (83)
Сегодня очень важно знать, как понимают экономический кризис мировые элиты. Потому что по их пониманию можно судить о том, как они будут действовать. Шанс понаблюдать за мировыми лидерами дал завершившийся в прошлую субботу Международный экономический форум в Давосе

На нынешнем форуме шампанского было выпито на 30% меньше, чем на прошлом. Может быть, это глобальный кризис повлиял на настроение участников, а может, все дело в качественном изменении их состава. В этом году в Давосе почти не было представителей крупнейших банков, зато заметно возросло число государственных деятелей (40 президентов и премьер-министов!). Все обратили внимание на отсутствие первых лиц нынешней американской администрации.

Сам состав ВИП-делегатов дает возможность сделать некоторые выводы о характере наступающей эпохи. Во-первых, теперь государство, а не бизнес становится законодателем политических мод. Во-вторых, почти официально был признан конец финансовой диктатуры Уолл-стрит — участники форума согласились с тезисом российского премьера о полном банкротстве инвестиционного банкинга. Наконец, в-третьих, наступающую эпоху можно будет назвать постамериканской — впрочем, этот тезис стал самым спорным.

Главная интонация выступлений и кулуарных бесед — черный юмор и самоирония. Рефреном одной из дискуссий стал риторический вопрос: «Как мы могли быть такими идиотами?» Год назад участники форума высказали предположение, что рецессия в США если и наступит, то будет мягкой и не получит широкого распространения. Ставку делали на Китай, полагая, что он уже достаточно окреп для того, чтобы стать альтернативным мотором глобальной экономики. Теперь эта теория признана бредом и наваждением. Зато многие согласились с тем, что проект под названием «Глобализация» очень скоро может провалиться.

Судя по отчетам глав государств и правительств, все они действуют по одним и тем же лекалам, в соответствии с рецептами передовой экономической мысли. И дейст­вуют с одинаковым успехом: дно наступившей рецессии ни в одной стране еще не просматривается.

Все, у кого остались резервы или другие возможности, пытаются накачать ликвидностью кредитную систему. Везде признали фиаско старой доктрины о саморегулировании рынков и уповают на государст­венное вмешательство. Именно государство в нынешних условиях стало главным инвестором, регулятором и двигателем экономики. При этом правительства призы­вают свои банки инвестировать только в национальные активы, а к составлению списка банков и компаний, которым будет отпущен кредит, подходят очень избирательно. Общим стал призыв возврата к традиционному банкингу — давать кредиты только под тот бизнес, который тебе известен. Такая модель несовместима ни с глобализацией, ни с международной торговлей, ведь банкиры всегда лучше знают своих.

Все это свидетельствует о возникновении новой формы протекционизма — его уже окрестили «кредитным». И самое страшное его проявление — те антикризисные меры, которые принимают США. Многие давосские спорщики не­американского происхождения со страхом ожидают, когда заработает почти триллионная программа помощи, одобренная администрацией Обамы. Они опасаются, что в этой ситуации остатки мирового капитала, как пылесосом, будут втянуты в Соединенные Штаты. Но не меньший страх вызывают возможный провал программы и последующий крах доллара.

Ни в одной стране меры по спасению национальной кредитно-банковской системы не привели пока к желаемому результату. Зато повсеместно растет недовольство тем, что помощь оказывается именно банкирам — творцам наступившего хаоса.

На что же уповают в Давосе? Большинство надеется, что государство решит все проблемы. И, по-види­мому, напрасно — во всяком случае, именно это попытался донести в своем выступлении Владимир Путин. Капитаны большого бизнеса до сих пор не понимают, что государство им уже не принадлежит. Более того, новое государство, скорее всего, расплющит их, как каток.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№4 (83) 5 февраля 2009
Церковь
Содержание:
Фотография
От редактора
Вехи
Без рубрики
Репортаж
Путешествие
Среда обитания
Случаи
Реклама