Гаражное искусство

Культура
Москва, 12.02.2009
«Русский репортер» №5 (84)
Художник Костя Скотников мечтает открыть в Новосибирске филиал Государственного центра современного искусства. Но пока что ему удалось открыть только White Cube Gallery - крошечный железный гараж, который объединяет в себе архитектурно-исторический памятник, выставочный зал и площадку для художественных акций

История возникновения White Cube Gallery в тихом дворе в самом центре Новосибирска — это просто какой-то мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку, которые на месте пустыря строят детскую площадку. Все до смешного похоже: и сам заброшенный старый двор, чудом не превратившийся в стройплощадку, и Скотников с голосом точь-в-точь как у Гены, и весь этот сюжет про случайно встретившихся городских чудаков, мечтавших сделать что-нибудь прекрасное и сделавших это что-нибудь реальностью.

История гаража

Несколько лет назад Костя Скотников приютил у себя в мастерской австрийского участника Новосибирской биеннале современной гра­фики Лукаса Пуша. Художники подружились и устроили акцию «Шествие картин Лукаса Пуша от Художественного музея до Оперного театра». Суть акции — демонстрация восьми холстов, написанных австрийцем в Новосибирске, на главной улице города.

Костина жена Людмила Ивашина очень боялась, что художников с Красного проспекта заберут прямиком в милицию и акция так и останется незавершенной. Поэтому она убедила мужа и его нового друга шагать исключительно по бульвару, замаскировав свое концептуальное шествие между берез и рябин. В результате все обошлось, и Лукас Пуш через некоторое время благополучно вернулся в Вену.

Потом Костя и Людмила поехали в гости к Лукасу в Австрию, где они вместе и придумали устроить в Новосибирске центр современного искусства. Примерно в это же время Лукас продал небольшой галерее те самые восемь написанных в Новосибирске картин, и у друзей появился скромный стартовый капитал.

White Cube Gallery — это мотоциклетный гараж. Возможно, в него когда-то даже входил «Запорожец». Художники купили его за 6000 руб­лей у председателя кооператива по фамилии Хрущев. Косте и Лукасу понравились и гараж, и цена, и фамилия продавца. Во всем этом они увидели какой-то скрытый смысл.

Гараж — невыразительного цвета снаружи и свежевыкрашенно белый внутри. Он поставлен на основательный деревянный постамент со ступенями. На крыше — затейливая вывеска в форме следа ботинка с окантовкой из пустых патронов для лампочек. Лампочки кто-то выкрутил через несколько дней после открытия. Осталась одна, темно-зеленая. Такую и в подъезде не повесишь, да и дома мрачновато.

Адрес галереи — Вокзальная магистраль, 18. Но понятно, что у мотоциклетных гаражей адресов не бывает. На самом деле это адрес дома, где живет семья художника Скотникова. А White Cube Gallery стоит как раз у него под окном. Из квартиры старого жилого дома этот гараж выглядит как памятник самому себе — исчезающему виду советской городской архитектуры. Он прекрасен и одинок. Высокие грубые ступени перед входом придают ему сходство с древним храмом.

Ключи от храма хранятся в кармане Костиной брезентовой куртки. Пару раз в месяц он открывает тяжелые гаражные двери, выбрасывает из окна своей квартиры длинный электрический кабель и зажигает в галерее свет, чтобы смонтировать очередную выставку.

Раньше на месте Центра современного искусства был бомжатник, то есть несанкционированная свалка и вечная головная боль для старшего по дому — полковника милиции в отставке. И когда Костя с Лукасом предложили председателю домового комитета поставить во дворе на месте вонючей помойки гараж, тот неожиданно согласился. Художники вывезли с пустыря 30 мешков мусора и слегка облагородили территорию. За это теперь управдом и соседи терпят у себя во дворе современное искусство.

Правда, посетители галереи ведут себя довольно тихо: не мусорят, не пьют и быстро расходятся. Кстати, расходятся быстро, видимо, именно потому, что не пьют. А без фляжки сейчас на улице как-то неуютно, да и темнеет рано.

Галерея-сугроб

После открытия White Cube Gallery Лукас Пуш уехал в Вену, а Костя Скотников остался куратором. Перед отъездом Лукас сказал Косте: «Если не захочешь кого-то пускать, ссылайся на меня. Скажи: “Лукас запретил”».

Но пока, кажется, Костя никому из художников не отказывал. За полгода работы галереи здесь прошло с десяток интересных выставок.

Таня Абанина из Бийска экспонировала здесь смешные коллажи из старых детских учебников «Конь в букваре». Фотограф из Новосибирска Татьяна Букова представила выставку «Валидол». Новосибирский художник Фанат — Саша Вапилов показал в гараже по телевизору программу «Аудиоклипы». Мастер аэрографии Костя Еременко прикрепил магнитами к железным стенам галереи серию смелых рисунков про сибирского пар­тизана-сепаратиста Лыкова, противостоящего злу, несправедливости и почему-то — Чебурашке.

8 ноября в галерее устроили арт-марафон «Парник» — программу из 12 художественных проектов, сменявших друг друга ежечасно с 11 утра до 11 вечера. Вокруг гаража, где экспонировали выставки Ольги Тээр, Дамира Муратова, Янины Болдыревой и других молодых художников, соорудили шатер из парниковой пленки. Изнутри пространство обогревала газовая горелка. Все это символизировало отдачу тепла художников зрителям и вообще теплый прием.

Последний раз двери галереи открывали на Новый год для Славы Мизина из «Синих носов»: в новогоднюю ночь там показывали его инсталляцию с непраздничным, зато актуальным названием: Revolution goes on. Gaza forever («Революция продолжается. Газа навсегда»).

Раньше на месте Центра современного искусства был бомжатник, то есть несанкционированная свалка и вечная головная боль для  старшего по дому

Теперь до приезда Лукаса Пуша в конце зимы галерея закрыта: на улице холодно, а отопления в ней нет. А на Масленицу из арт-гаража вообще соорудят снежную горку. И тогда White Cube Gallery станет единственной в мире галереей-сугробом.

Но, как известно, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Будущим летом гараж White Cube Gallery погрузят на грузовик и повезут в Вену. Повезет, кстати, старенький ЗИЛ, который Лукас Пуш купил этим летом в Новосибирске. Художник Пуш уже ходит на курсы водителей-дально­бойщиков, а художник Скотников вот-вот возьмется за лечение своего радикулита.

Если повезет, друзья продолжат традиции передвижников и создадут некое подобие Артели свободных художников в наши дни. А к старшему по дому на Вокзальной магистрали, 18 наверняка вернутся головная боль, помойка и бомжи. Но, скорее всего, ненадолго. Ведь сейчас пустырей в центре больших городов не бывает: все они остались в старых советских мультфильмах. Ведь так? 

Фотографии: Валерий Кламм

У партнеров

    «Русский репортер»
    №5 (84) 12 февраля 2009
    Бедность
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Без рубрики
    Путешествие
    Реклама