Буксует и глох

Актуально
Москва, 12.02.2009
«Русский репортер» №5 (84)
14 февраля рабочие ведущих автозаводов выйдут на акции протеста против увольнений и сокращения зарплат. Государство ищет способы поддержки автопрома. Первая схема будет опробована на ГАЗе. Главное, чтобы правительство не увлеклось и поддержало только те предприятия, которые господдержкой могут эффективно распорядиться

Акции протеста намечены во всех городах, где есть крупные автозаводы. Причины очевидны: ГАЗ уволил 1200 работников, остальных перевел на трехдневную рабочую неделю и остановил конвейер по сборке надежды предприятия — Volga Siber; на GM-АвтоВАЗ, который собирает Chevrolet-Niva, уволены 50% рабочих; основной заводской конвейер ВАЗа останавливали уже дважды, после вынужденных январских и февральских каникул рабочие трудятся по 4 дня в неделю, смены урезали до 6 часов. Похожая ситуация и на КамАЗе.

Повышение пошлин на подер­жанные иномарки не дало ожидаемого эффекта. Да, импорт уменьшился, но и отечественных машин больше покупать не стали.

Думая о том, как еще поддержать российский автопром, правительство отдает себе отчет в том, что экономическое состояние отрасли определяет социальную ситуацию в нескольких регионах. По всей стране в автомобильном производстве занято около 750 тыс. человек. АвтоВАЗ дает до 12% налоговых поступлений в бюджет Самарской области и 40% — в бюджет Тольятти. КамАЗ для Набережных Челнов — градообразующее предприятие, от его работы на 80% зависит доходная часть городского бюджета. ГАЗ — крупнейший плательщик для нижегородской казны: 8%. Российский автопром все еще дает 3% ВВП страны.

Схему помощи крупным автопредприятиям, видимо, решили опробовать на примере ГАЗа. 3 февраля в Белом доме под руководст­вом первого зампреда правительства Игоря Шувалова заседала специальная комиссия, которая решала, как государство может поддержать предприятие. На встрече были все руководство ГАЗа, его основные кредиторы и руководство Нижегородской области. В итоге договорились, что государство как минимум выкупит через подконтрольные банки облигационный заем на 20 млрд рублей, а кроме того, найдет способ дать предприятию в долг еще 15 млрд на модернизацию производства и обеспечит его, пусть и минимальным, госзаказом. Получить такие преференции ГАЗ смог, лишь представив собственную антикризисную программу: он пообещал на 20% сократить производственные издержки, напомнил о том, что на днях на 10% снизил отпускные цены на популярные «газели» — за счет того что начал использовать двигатели собственной сборки. Завод также значительно урезал управленческие расходы, например на чартерные рейсы для руководителей и даже на пользование ВИП-залами в аэропортах.

Вопрос в том, смогут ли пойти на такие меры другие гиганты автопрома. Тот же АвтоВАЗ, например, выбрал другой путь: на днях он повысил отпускные цены на основные модели на 3% — странный ход, в аналогичной ситуации иностранные производители стараются цены снижать.

— Государство долго не вмешивалось в дела автопрома, рассчитывая, что рынок сам себя отрегулирует, и это была ошибка, — комментирует сложившуюся ситуацию Анатолий Эйдинов, заместитель генерального директора по прогнозам Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. — Однако нам необходимо сохранить автопром, чего бы это ни стоило! Отверточная сборка иномарок — это не выход! Даже в Китае уже поняли, что ни новых технологий, ни развития конструкторской мысли и техники это не дает. А деньги с этих предприятий уходят за границу.

По оценкам экспертов, чтобы сохранить жизнь всего российского автопрома, государство должно потратить на его поддержку только в 2009 году до 100 млрд рублей. И не просто потратить, а направить именно на модернизацию производства. Иначе наш автопром так и останется фактически самым неэффективным в мире (см. справку о том, сколько мы собираем машин в пересчете на каждого работающего в отрасли), чему причиной ­— как раз технологическая отсталость.

— Недавно к нам на завод приезжали итальянские инженеры, — рассказывает Петр Золотарев, руководитель тольяттинского профсоюза «Единство». — Один из них увидел станок, который он лично установил в конце 60-х, и чуть не разрыдался. И этот станок еще работает! Может, поэтому мы и выпускаем такие машины — наши станки подходят только для металлургов, в качестве сырья для вторчермета.

Но если государственная помощь будет истрачена неэффективно, это лишь на время снизит социальную напряженность в автомобильных регионах, а акции протеста возобновятся, как только госденьги будут в очередной раз проедены.

Производство автомобилей в мире в год в расчете на одного рабочего, занятого в отрасли
Финансовое положение российского автопрома

У партнеров

    «Русский репортер»
    №5 (84) 12 февраля 2009
    Бедность
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Без рубрики
    Путешествие
    Реклама