Как показали первые старты чемпионата мира, если бы не скандал, наши спортсмены могли бы рассчитывать на большее. Однако за несколько дней до начала соревнований сборная России лишилась трех лидеров — Екатерины Юрьевой, Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко. Биатлонистов отстранили от выступлений из-за допинга, который был выявлен в пробах, взятых у спортсменов в начале сезона. У россиян нашли эритропоэтин нового поколения, ни разу до сих пор не обнаруженный Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) и даже не включенный в списки запрещенных препаратов. По словам главы Российского антидопингового агентства (РусАДА) Александра Деревоедова, речь идет о рекомбинированном эритропоэтине, который повышает выносливость.
Вероятность обнаружения новой разновидности допинга в ходе рутинных лабораторных тестов невелика. Очевидно эксперты знали, что и где нужно искать. Косвенно это подтверждает и президент IBU Андерс Бессеберг: «Я не могу открыть вам, какие меры привели к нашему успеху в поимке спортсменов, принимавших допинг, и почему лаборатории понадобилось так много времени, чтобы провести анализ». Бессеберг не случайно упомянул о затянувшейся процедуре. Пробы были взяты в начале декабря, так почему же их результаты огласили только через два месяца?
Весьма вероятно, что пробы наших спортсменов проверили в обычные сроки — и ничего в них не нашли, однако позже, когда в IBU поступила «наводка», в лаборатории провели дополнительные тесты. «По новым правилам, начиная с 1 января 2009 года, у нас есть право проводить повторный анализ проб. До этого у нас такой возможности не было», — заметила невзначай генеральный секретарь IBU Николь Реш на пресс-конференции в Пхенчхане.
Обладать информацией о новом российском допинге и проинформировать IBU о «нечистоплотности» спортсменов мог только человек из ближайшего окружения биатлонистов или сотрудник российских антидопинговых органов — накануне стартов они проводили самостоятельные допинг-тесты. Причиной подобной утечки могло стать недовольство новым руководством Союза биатлонистов России, а также напряженные отношения в треугольнике Министерство спорта — Олимпийский комитет — РусАДА.
От скандала уже пострадали биатлонисты и престиж страны, но все последствия случившегося до конца еще не ясны. Очередная проба Дмитрия Ярошенко, взятая на этапе Кубка мира в Оберхофе, вновь оказалась положительной. А это может означать, что в связи с открывшимися обстоятельствами IBU проводит тотальное исследование российских биатлонистов.