Геноцид с песнями и плясками

Актуально
Москва, 26.02.2009
«Русский репортер» №7 (86)
На 81-й церемонии вручения "Оскара" победу праздновали индусы во главе с англичанином Дэнни Бойлом - его голливудско-болливудский фильм "Миллионер из трущоб" собрал максимальное число статуэток, включая призы в главных номинациях: "Лучший фильм года" и "Лучший режиссер"

Удивительная вещь: чем старше становится «Оскар», тем более не­ожиданным и прогрессивным оказывается выбор киноакадемиков. В прошлом году мало кто верил, что лучшей будет признана драма «Старикам здесь не место» — меланхолическое кино о том, что зло всегда побеждает. Главная сенсация нынешней церемонии — полный провал «Загадочной истории Бенджамина Баттона», рекордс­мена этого года по количеству номинаций (13 штук).

Исторической, неторопливой и образцово-голливудской картине Дэвида Финчера, действие которой охватывает весь ХХ век, киноакадемики предпочли современное, динамичное и новаторское кино Дэнни Бойла, ловко скрестившего практически несовместимые вещи.

С одной стороны, его «Миллионер…» — универсальная сказка с индийскими песнями, плясками и хеппи-эндом, убеждающая зрителя в том, что главное — быть добрым, честным и терпеливым, тогда богатство само упадет тебе на голову, а если даже и не упадет, то сокрушаться все равно не стоит, ведь не в деньгах счастье. Главный герой Джамаль, мальчик-сирота из семьи индийских мусульман, в буквальном смысле из грязи попадает в князи: начинает с попрошайничества на улицах Мумбаи, а заканчивает тем, что выигрывает главный приз в индийском аналоге шоу «Кто хочет стать миллионером?».

С другой стороны, «Миллионер из трущоб» только притворяется болливудской сказкой. За красочным фасадом фильма прячется страшная и почти документально зафиксированная реальность современной Индии: нищета, торговля людьми, геноцид мусульманского населения, пытки в полиции и т. д. В этом смысле «Миллионер…» — настоящее политическое кино, направленное против религиозного и националистического экстремизма в любых его проявлениях.

Впрочем, этого не замечаешь за иронией, смехом, музыкой, за которую создателей картины наградили аж двумя статуэтками, и танцами, знакомыми по классическим индийским фильмам нашего детства. Но если присмотреться повнимательнее, становится ясно, что это одновременно и «Оскар», и анти-«Оскар» — развлекательный мюзикл и псевдодокументальная картина о геноциде в масштабах целой страны. Видимо, такое сочетание и покорило киноакадемиков: в Голливуде ничего подобного не было уже очень давно.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №7 (86) 26 февраля 2009
    Свободная пресса
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Неделя
    Путешествие
    Фотополигон
    Категории
    Реклама