Самолеты влетают в долги

16 апреля 2009, 00:00

Калининградская авиакомпания «КД Авиа» на прошлой неделе приостановила свои полеты. Она на грани банкротства и без государственной поддержки явно не выживет. Но, судя по всему, правительство намерено помогать только крупным авиакомпаниям. В результате в России может остаться 5–6 авиаперевозчиков. Пассажирам это грозит ростом цен на билеты и сокращением рейсов

Изначально «КД авиа» раскручивалась для будущей продажи, ее владельцы хотели построить в Калининграде современный аэропорт и, перевесив все его долги на авиакомпанию, от нее избавиться. В результате у них остался бы спокойный прибыльный бизнес, — объясняет «РР» бывший замгендиректора «КД авиа» Юрий Трунов. — Они просто не успели раскрутить компанию для продажи — кризис помешал.

Многие авиакомпании огрехи неэффективного управления пытаются исправить господдержкой. Государство уже выделило на эти цели 35 млрд рублей: 5 на прямую поддержку авиакомпаний, еще 30 — как госгарантии по кредитам. Но есть один нюанс. «На эти деньги могут рассчитывать компании, которые перевозят более миллиона пассажиров в год», — пояснил «РР» советник главы Росавиации Сергей Извольский. По другой информации, большая часть госгарантий предназначается создаваемой гос­корпорацией «Российские технологии» авиакомпании «Росавиа» (ей деньги нужны на закупку самолетов), а 5 млрд получат не проб­лемные перевозчики а, наоборот, те, кто будет развозить пассажиров компаний-банкротов. Сейчас этим чаще других занимаются пять крупнейших российских авиакомпаний во главе с «Аэрофлотом» и «Трансаэро».

А «КД-авиа» пока смогла добиться лишь того, что правительство порекомендовало ВТБ выдать компании кредит в $300 млн. Притом что ее долг перед лизинговыми компаниями составляет $500 млн, а кредитная задолженность — около $10 млрд.

По сути, государство провозглашает курс на сохранение нескольких крупных авиаперевозчиков. Но ситуация имеет и оборотную сторону.

— Поглощение мелких авиакомпаний крупными сопровождается увольнениями, то есть возникают социальные проблемы. А для пассажиров такая монополизации грозит ростом цен на билеты, — констатирует гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.

Между тем авиаперевозки в России за время кризиса уже сократились на 20%, и это явно не предел.