Люди не доверяют коммерческой вежливости

23 апреля 2009, 00:00

«Приносим свои извинения в связи с доставленными неудобст­вами…» — такие надписи все чаще можно встретить на улицах наших городов. Точно так же в некоторых магазинах традиционное «Че надо?!» ме­няется на «Добрый день, чем я могу вам помочь?». Лингвисты решили проанализировать, как люди воспринимают новые формы публичной вежливости.

Подавляющее большинство опрошенных признается, что заметили такое изменение в общении. При этом 92% считают, что это связано преимущественно с рыночной экономикой: вежливость помогает улучшить имидж и завоевать расположение клиентов, в то время как хамство может восприниматься как свидетельство неудачливости, что противоречит рыночной ориентации на успех.

Почти половина респондентов считает, что «коммерческая» вежливость никак не связана с уважением человека как личности. «Некоторые собеседники сходятся в том, что по-прежнему существует оппозиция “искренность versus вежливость”, и поэтому рассматривают большой объем вежливости как демонстрацию лицемерия», — пишет автор исследования.

Источник: Ратмайр Р. Новая русская вежливость — мода делового этикета или коренное прагматическое изменение? // Вопросы языкознания. 2009. № 1. С. 63–81.