Сделай это сам

Среда обитания
Москва, 28.05.2009
«Русский репортер» №20 (99)
Уникальные кеды, футболки, обои, вино и дома — все это вполне реально. Онлайн-магазины DIY (Do it yourself) предлагают вам из обычного покупателя, которому «впаривают» вещь, стать ее создателем. Для этого не нужны профессиональные навыки, достаточно хорошего воображения. Ну, и умения пользоваться интернетом

Конструктор, или Что надеть

DIY существует уже очень давно, спасибо империи Ингвара Кампрада. Именно IKEA в начале 40-х годов прошлого века первой двинула в широкие массы лозунг «Сделай сам!». Тогда перед создателем международного гиганта стояла задача делать и продавать дешевую мебель. Собственно, этой идеи в магазине придерживаются до сих пор. Фишкой компании стали вещи — комоды, шкафы, кресла, столы, — которые покупатель может самостоятельно собрать дома. Это позволяет сэкономить и продавцу, и покупателю. Правда, клиентам это приносит некоторые неудобства: все-таки в магазинах принято покупать готовый продукт, именно за этим туда и идут. Но очевидно, что большей части посетителей IKEA понравилось принимать участие в создании вещи.

Постепенно DIY стали продвигать и другие ретейлеры, вроде OBI. А сейчас формат «сделай сам» перекочевал в интернет. Здесь он претерпел значительные изменения: стал модным и более детальным.

Принцип DIY-торговли очень прост. Он находится на границе между обычной покупкой вещи и созданием совершенно нового продукта. Есть некий набор деталей, а дальше человек самостоятельно делает из него то, что ему надо. Правда, до того, чтобы купить собственноручно собранную вещь, доходят единицы, но почти каждый, кто забредает на такие ресурсы, обязательно хотя бы попробует собрать из составных частей что-то свое. Главная причина, по которой люди редко доходят до покупки сконструированного , в том, что — при всех плюсах таких магазинов — они в большинстве своем далеки от совершенства.

Возьмем, к примеру, studio28couture.com. Здесь по частям, в три этапа собирают платье: сначала нужно выбрать верх, потом юбку и, наконец — оборки и рюши. Попутно определяется цвет будущего наряда и указывается нужный размер. Тип ткани только один — хлопок, расцветок не так много: 5–6 цветов и 5–6 вариантов с рисунком. Следуя всем инструкциям, в итоге получаешь простенькое платьице за $185 (это без стоимости почтовой пересылки) — дороговато за самодельный наряд.

Следующий сайт — styleshake.com. Схема работы та же, но цены ниже: платье — от $80, топ или юбка — от $60. Но романа с этим сайтом тоже не получится: скудный выбор моделей, долго грузится картинка, навигация хромает: меняешь цвет юбки, а меняется только цвет пояса.

Лучше обстоит дело с сумками и футболками. Причина проста: там меньше деталей. На сумках специализируется сайт elementalthreads.com. Он предлагает двенадцать форм, от маленьких до больших. Кликаешь на понравившийся цвет или рисунок, и он тут же отображается на будущей сумке — не надо ждать, пока страница с картинкой загрузится. Здесь маленькая сумка в затейливый цветочек с красной подкладкой обойдется в $65, а самая дешевая квадратная авоська стоит $16.

Следующие в списке популярной одежды DIY — футболки. Подвиснуть на таком сайте, как spreadshirt.net, можно на сутки. Моделей футболок здесь штук пять, зато принтов — аж 825 страниц. Сознание выключается уже на десятой. Цена футболки — от $10 до $50.

Тот же конструктор, как и на предыдущих сайтах, использует портал zazzle.com: здесь собираются творцы спортивных балеток и кроссовок. Есть специальные возможности, к примеру, не выбирать принт из списка, а закачать свой, или даже фотографию, и поместить на кеды.

Сайты одежды пока самые популярные в сегменте DIY, потому что с одеждой проще всего работать. Чтобы запустить такой проект, не надо больших инвестиций, не надо много денег, к тому же «собрать» футболку с помощью сетевого конструктора гораздо проще, чем комод или диван. А чтобы избежать слишком трудных заказов, просто ограничивается выбор доступных опций.

Основные посетители таких сайтов, естест­венно, женщины. Впрочем, есть сообщества и порталы, где сидят фанаты DIY, — вроде etsy.com. Собрали кеды или платье, выкупили — и выставили на продажу. Правда, разбогатевших таким образом в Сети пока нет, зато доступ к креативным вещам не ограничен.

Процесс, или Все остальное

Помимо конструкторов простой одежды из серии «сделай сам» есть и более продвинутые проекты, не получившие пока широкого распространения. Например, винодельческая компания Crushpad предлагает клиентам самим «сделать» вино и выпустить небольшую партию (25 бутылок) под разработанным только для вас брендом. Выложить за это удовольствие придется как минимум $5700. Зато за эти деньги можно вообще ничего не знать про вино: у Crushpad есть целый штат консультантов, которые помогут сориентироваться в производстве и расскажут, что и как делать. В принципе, работа этой компании ничем не отличалась бы от обычных виноделен, куда толпами возят туристов, если бы не возможность «сделать» свое вино, не отрываясь от монитора.

Но производство вина в интернете — дело долгое. Сначала выбирается виноградник. Потом надо определиться с сортом винограда. Вот в принципе и все. Клиенту, после того как он сделал заказ, ежедневно приходят отчеты о том, на какой стадии находится его исполнение и сколько времени требуется на тот или иной процесс: сбор урожая, переработку винограда, розлив по бочкам и т. д. Весь цикл от виноградника до бутылки займет от 8 до 24 месяцев. Если есть желание, можно в любое время приехать на завод и проследить за всем лично.

Более дешевый вариант интернет-виноделия у fusebox.com. Здесь торгуют винными наборами. В каждом несколько сортов вина: Cabernet Sauvignon, Merlot, Petit Verdot, Malbec, Cabernet Franc и одна бутылка безымянного, состав которого нужно угадать. Суть в том, что из предложенных сортов человек собирает свое вино. Как это сделать, объясняет подробная инструкция. Все удовольствие стоит $120.

Будущее, или Торжество индивидуализма

Список аналогичных нестандартных пока интернет-предложений DIY можно дополнить проектом крупного британского ретейлера Agros — «Собери свой дом». Звучит, конечно, многообещающе, но в действительности собрать можно только летние дачные домики стоимостью от $2300 до $4300. Такой деревянный «дом» можно за пару дней смастерить одному. Все домики размером примерно 12 кв. м, высота потолка — 2,42 м. Их можно использовать по отдельности, а можно купить сразу несколько штук и собрать себе большой летний «шалаш» в несколько комнат. Обставить его помогут сайты, занимающиеся продажей DIY-мебели и аксессуаров. Там используются те же простые пошаговые конструкторы, что и в одежде.

При всех очевидных недостатках сайты «сделай сам» уже сегодня вполне можно назвать альтернативой покупке вслепую. Предложений, конечно, еще не так много, выбор тоже пока невелик, но это говорит лишь о том, что тенденция только формируется. Возможно, через пять-десять лет в интернете можно будет без труда конструировать любой предмет мебели, велосипеды, бытовую технику, гаджеты и даже автомобили. А сего­дня многие ищут там что-нибудь нестандартное, уникальное, то, что существует в единственном экземпляре. И это может дать только DIY.

Фото: www.studio28couture.com; www.spreadshirt.net;www.crushpadwine.com; www.fusebox.com; elementalthreads.com; www.zazzle.com

У партнеров

    «Русский репортер»
    №20 (99) 28 мая 2009
    Авторитеты
    Содержание:
    Деятели культуры

    Режиссеры, художники, писатели, музыканты

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Без рубрики
    Репортаж
    Среда обитания
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама