Пророк и антихрист

Актуально
Москва, 28.05.2009
«Русский репортер» №20 (99)
Программу 62-го Каннского кинофестиваля называли лучшей за полвека. В ней не было ни новых режиссерских имен, ни «темных лошадок», которые бы вдруг обернулись выдающимися фильмами, — в конкурсе мэтры и суперзвезды

В массе своей режиссеры — каннские завсегдатаи чувствуют себя неплохо. Квентин Тарантино с комиксом про Вторую мировую войну — «Бесславные ублюдки» — еще раз доказал, что он способен превратить в кино даже телефонную книгу. Ничего нового мы не узнали. Зато он открыл потрясающего австрийского актера Кристофа Вальца, до этого игравшего в основном в сериалах: Вальц в роли нацистского полковника фактически украл фильм у Брэда Питта и заслужил приз за лучшую мужскую роль.

Ларс фон Триер с символическим хоррором «Антихрист», в котором муж и жена уничтожают друг друга, вызвал разные реакции — от восторгов до издевательского смеха. Отчаявшись прикончить супруга при помощи полена, тисков и лопаты, героиня ножницами отрезает себе клитор. Шарлотта Генсбур хотя бы своей смелостью заработала награду за лучшую женскую роль.

А самую живую и остроумную картину в конкурсе снял 87-летний мэтр Ален Рене, появившийся на публике в кедах и получивший спецприз за вклад в кино. Его «Сорные травы» — история о том, что жизнь может оборваться из-за абсурдных случайностей, достаточно подобрать на улице чужой бумажник или забыть застегнуть ширинку.

Не разочаровал и Педро Альмодовар с «Разомкнутыми объятиями» — закрученной, как детектив, мелодрамой про любовь к кино и женщинам. Он вполне заслуживал награды за режиссуру. Увы, ее вручили филиппинцу Брилланте Мендозе за физиологический очерк «Бойня», в котором банда полицейских из Манилы насилует и расчленяет проститутку, нарушившую правила поведения в принадлежащем им притоне. Видимо, жюри руководствовалось желанием поддержать опального обличителя филиппинских копов.

Зато с двумя главными наградами все вышло идеально. Гран-при — у бандитского эпоса Жака Одиара «Пророк». В нем молодой араб попадает на шесть лет во французскую тюрьму и выходит на свободу неприкосновенным гангстером в законе. Неграмотные арабы тут не только уделывают французов и других мафиози, но и на­зываются «пророками», то есть людьми, за которыми будущее, в том числе европейское.

Единственным же из мэтров, кто превзошел себя, а заодно и коллег по конкурсу, оказался австриец Михаэль Ханеке, который и получил «Золотую пальмовую ветвь» за свою «Белую ленту». 1913 год, в маленьком городке на севере Германии происходят странные убийства детей и взрослых. Кто их совершает, не так уж и важно: в этом обществе невиновных нет, убийцей может оказаться каждый. Страхи, догмы, желание их нарушить — Ханеке вскрывает механизмы, лежащие в основе западного общества, показывая, что Первая мировая война и фашизм начались задолго до убийства австрийского эрцгерцога и прихода к власти Гитлера.

Настоящий шедевр, доказывающий, что современное кино еще способно ставить общечеловеческие вопросы.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №20 (99) 28 мая 2009
    Авторитеты
    Содержание:
    Деятели культуры

    Режиссеры, художники, писатели, музыканты

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Без рубрики
    Репортаж
    Среда обитания
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама