Чья глушь глуше

Тренды
Москва, 11.06.2009
«Русский репортер» №22 (101)
Будь в основе карт не расстояния, а время в пути, глобус поменялся бы до неузнаваемости. Понятия «далеко» и «близко» сильно трансформировались. Теперь кругосветное путешествие — это двое суток в самолете, который летит по маршруту Токио — Нью-Йорк — Москва — Токио. Но добираться до какой-нибудь сторожки в костромских лесах из Москвы придется те же двое суток — поездом, автобусом и потом пешком

Карту транспортной доступности составили для Всемирного банка, имея в виду как минимум две цели. Первая, гуманитарная, — измерить степень скученности людей в разных странах, напрямую зависящую от легкости перемещений. Другая (и, вероятно, главная) — понять, во что выльются проблемы с доставкой товара в тот или иной район планеты.

Прагматический взгляд на мир не мог не сказаться на методике. В основу сложной математической модели, которую компьютеры превратили в карту, легла простая и убедительная физическая картина, рисующая мир как большую терку. Или, точнее, лоскутное одеяло, сшитое из наждачной бумаги. Составители называют его «поверхностью трения»: у дороги-грунтовки, которая мешает быстрой езде, один коэффициент трения, у контрольно-пропускного пункта — другой. Сложный алгоритм искал для курьера способ меньше «истереться» по дороге. То есть потерять меньше времени — универсального эквивалента любых денег — на поверхности глобуса из
наждака.

Качество дорог пересчитывали в скорость грузовиков. «Проницаемость» границ сконвертировали в среднее время, которое проводит фура на таможенном посту. За «крупные города», что бы ни вкладывали в это понятие в разных странах, приняли места, где живут хотя бы 50 тыс. человек. Доступность — это время в пути до ближайшего из таких мест. Доступность Парижа и Бердичева в этом смысле оценивается одинаково.

В результате у авторов вышло, что только 10% суши — настоящая глушь, до которой надо добираться 48 часов и больше (подавляющая часть ее приходится на российский Север, приполярную Канаду, Гренландию, Сахару и Гималаи). 10% на другом конце шкалы — территория, на которой сосредоточено 95% человечества. Любопытно, что она практически совпадает со «светлыми пятнами» на ночных фотографиях планеты, которые создает концентрация людей и их техническая оснащенность. Здесь, разумеется, все насквозь прошито транспортной сетью. Сколько людей из 95% этим благом пользуются — другой вопрос, на который карта не отвечает. Скажем, летают ли из крупного города Парижа в крупный город Бердичев.

На карте:

Остров Пасхи. Отсюда дольше всего плыть: до ближайшего континента — 3703 км, до ближайшего острова — 1819. Тут всего четыре тысячи
жителей, поэтому крупных городов, разумеется, нет. Зато есть аэропорт и толпы туристов.

Дождевые леса Амазонки. Единственное место в мире, где остались аборигены, незнакомые со всей остальной цивилизацией. Бразильские власти предполагают, что здесь можно найти не менее 50 племен, с которыми никто никогда не входил в контакт. В 2008 году появилась аэрофотосъемка этих мест, на которой можно различить людей, целящихся в самолет из лука.

Точка Немо. Океанский полюс недоступности — место в Тихом океане, откуда до любой суши плыть как минимум 2688 километров.

Мавритания. Самое непроходимое государство. Все города сосредоточены на крохотном участке вокруг железной дороги, по которой в морские порты доставляют руду. Севернее — только Сахара..

Шпицберген. Одно из самых труднодоступных мест России (конкурировать с ним могут разве что Новосибирские острова, Северная Земля и граница Камчатки с Чукоткой). Норвежский (де-юре) заполярный остров, где находится российский поселок Баренцбург, сочли настолько изолированным от людей, что именно здесь построили «универсальное убежище» — всемирное хранилище семян на случай глобальной катастрофы вроде ядерной войны.

Норильск и Якутск. Самые изолированные города континента — в радиусе около 1000 км от каждого других крупных городов нет.

Транссибирская магистраль. Задает «обитаемый коридор» в Сибири, а по сути, на всей восточной половине континента. По ночам ее легко вычислить из космоса: все населенные пункты, где горит свет, сосредоточены вокруг железнодорожных путей.

34.7°N, 85.7°E. Безымянная точка на Тибетском плато — место, откуда до цивилизации добираться дольше всего: двадцать суток пешком и сутки — на машине. В конце пути вы окажетесь в Лхасе, столице Тибета.

Альпы. Главное «темное пятно» Европы, притом что населенные пункты совсем близко и с инфраструктурой все в порядке. Однако горнолыжные подъемники транспортным средством составители не считают.

Остров Борнео. Это третий по величине остров мира. На нем живут 18 млн граждан трех стран: остров разделен между Малайзией, Индонезией и Брунеем. Однако Борнео попал в категорию труднодоступных: в центральной части — горы, где никакого транспорта нет. Биологи регулярно находят здесь новые виды животных и растений, которые прежде не попадались никому на глаза (см. карту в «РР» № 21 за 2009 г.).

Антарктида. Исследователи посчитали весь материк настолько не предназначенным для перемещений, что даже на карту наносить не стали. Хотя здесь, разумеется, есть свой полюс недоступности — точка, максимально удаленная (на несколько тысяч километров) от побережья.

Источник: European Commision: Global Environment Monitoring; World Bank Report’09

У партнеров

    «Русский репортер»
    №22 (101) 11 июня 2009
    Экстремизм
    Содержание:
    Операция «Э»

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Без рубрики
    Путешествие
    Реклама