Подтяжки для нефтяников

Актуально
Москва, 25.06.2009
«Русский репортер» №24 (103)
Бензин дорожает уже месяц. Каждую неделю на 30–50 копеек. Говорят, виной тому растущие цены на нефть. Но это лишь одно из объяснений. Основная причина в другом: рынок фактически монополизировали крупные нефтяные компании, которые устанавливают на бензин ту цену, которая им нравится

Все наши нефтяные компании гордятся тем, что создали вертикально интегрированную структуру бизнеса. Проще говоря, контролируют весь путь нефти — от своих скважин до наших бензобаков. Им принадлежат практически все нефтеперерабатывающие заводы в стране, которые мало того что покупают нефть у материнских компаний, так еще и бензин продают своим же оптовикам — неф­тебазам. Большинство АЗС тоже принадлежит нефтяникам. Получается, что никакой рыночной цены не существует. И неважно, кто в этой цепочке снимает больше сливок с высоких цен. Когда хозяин фактически один, то и прибыль одна на всех. Ведь деньги так или иначе стекаются в одно место.

В США, например, ситуация другая. Там независимых НПЗ много, на рынке широко практикуются конкурсные закупки и всевозможные тендеры, существуют топливные биржи и так далее. Поэтому и цена там формируется рыночная. В итоге осенью, в пик кризиса, бензин в США подешевел почти на 30%, у нас — лишь на 10%. А все потому, что, когда нефть упала до $30 за баррель, экспорт для российских компаний стал убыточным и внутренний рынок оказался подтяжками для их падающих штанов — единственным местом, где можно было получить прибыль.

Полностью монополизировать рынок нефтяникам мешает наличие некоторого количества независимых АЗС. Их пытаются выжить с рынка, манипулируя оптовыми ценами. Обычная схема: нефтебазы поднимают оптовую цену до такого уровня, что у АЗС не остается шансов получить прибыль. Так, по данным ИЦ «Кортес», в середине июня АЗС покупали бензин Аи-92 у оптовиков в среднем по 18,13 руб., а продавали по 18,94. То есть работали с доходом около 80 копеек с литра бензина. Попробуйте на эти деньги содержать колонку, платить налоги и зарплаты… Заправкам, принадлежащим неф­тяникам, нулевая рентабельность не страшна, а вот независимые АЗС при резком повышении оптовых цен вынуждены торговать себе в убыток и либо разоряются, либо становятся частью нефтяной вертикали. Некоторые, чтобы все-таки получить прибыль, начинают «бодяжить» бензин, торговать «леваком».

Именно такой сценарий реализуется сегодня. В мае оптовые цены в зависимости от вида топлива выросли на 15–30%. С начала июня — еще на 15–20%. А в Татарстане, например, и вовсе более чем наполовину.

В некоторых регионах нефтяные компании действуют столь синхронно, что Федеральная антимонопольная служба регулярно подозревает их в «бензиновых сговорах». В марте ФАС начала расследование в отношении «Роснефти», «Лукойла», ТНК-ВР и «Газпромнефти». Оно еще не завершено, но эксперты говорят, что доказать что-либо будет сложно. Да и трудно представить, что компании входили в прямой сговор. Как сказал «РР» один из экспертов, «вы представьте на минутку, как тот же Алекперов звонит, например, Богданчикову и говорит: “Знаешь, мне бы хотелось, чтобы цена на бензин была такой-то…” И тот немедленно делает из этого выводы о положении дел у конкурента. У них ведь и в кризисное время друг по несчастью — по жизни враг».

Это, впрочем, не мешает нефтяникам держать одинаково высокие цены на бензин. Хотя в ближайшее время поводов поднимать цены у них не будет: нефть на мировых рынках в конце прошлой недели снова начала дешеветь.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№24 (103) 25 июня 2009
Русский язык
Содержание:
Фотография
От редактора
Вехи
Без рубрики
Репортаж
Среда обитания
Путешествие
Реклама