Режим неопределенности и плохих новостей начался с августа прошлого года. Всего и не вспомнишь — цензура памяти оставляет только самое яркое и самое последнее: бомбу под кортежем президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. И информационный шум — кризис, у которого нет дна.
А чуть более года назад фонило от экспертов, хоронивших кремлевский проект властного дуэта — Путина и Медведева. Нам доказывали, что история, логика борьбы за власть, сами законы политологии — все это и многое другое в «первый же серьезный кризис» обязательно должно свалить кого-то с Боливара, который не сможет вынести двоих. Но Боливар несет — вопреки пророкам. Стало ли это для кого-то сюрпризом? Ни в коем случае, даже для тех же пророков — просто повестка дня поменялась.
И все-таки, почему все меньше в информационной суете поминают хрупкость властного тандема? Ведь ситуация все жестче и катастрофичней. Но все парадоксы и сложности кремлевской кухни, как оказалось, полная ерунда по сравнению с тем, с чем сейчас столкнулось государство.
Останавливаются промышленные предприятия, сельское хозяйство сидит на дотациях. Пикалево открыло сезон точечных социальных бунтов в моногородах России. Вот-вот новая масштабная война разразится на Северном Кавказе. Ферганская долина может взорвать Среднюю Азию так, что это обязательно аукнется в России. Бог весть чем может отозваться обрушение доллара. Приближающееся банкротство Латвии — пустяк по сравнению с тем, что может нас ожидать после экономического и политического коллапса на Украине. И все эти разновидности скорых и вялотекущих кризисов могут стать фатальными как для политической системы, так и для страны. При этом каждый из них требует ручного управления, личного вмешательства и присутствия президента и премьера то там то здесь.
Может, они сами виноваты? Ведь властная вертикаль — голова государства без государственного тела — их собственное детище. Может, с них и надо спросить, почему две трети налогов идут в федеральный центр? Почему губернаторы не способны на антикризисную инициативу и вообще на какой-то поступок? Почему ручные кремлевские олигархи не вытаскивают Россию из кризиса, а, напротив, просят о государственной помощи и опеке? Почему чиновники не хотят выходить к людям, лишенным работы и зарплат? Почему только сейчас в новой антикризисной программе появились какие-то дополнительные деньги на поддержку внутреннего спроса, строительство домов и дорог? Тандему Путин — Медведев можно бросить много таких «почему» и «доколе».
Отчасти именно им так и не удалось подготовить страну к кризису и встретить его с модернизированной экономикой. Некоторые важные реформы — скажем, административная или судебная — были отложены или проведены кое-как. Мы, однако, в этой стране родились и выросли, интуитивно хорошо чувствуем свои пределы, знаем свою способность к самоорганизации. И по опыту знаем, что как раз сейчас лучше полагаться на верховный дуэт, чем допустить анархию, уповая на горизонтальные связи.
Мы понимаем, что Путин и Медведев будут совершать ошибки. Невозможно без них, когда так много всего в кризисе. Мы сами даем им право на ошибку, потому что нам очень не хочется однажды с безнадегой констатировать, что России опять не хватило буквально нескольких спокойных лет. Мы даем им право на ошибку, зная, что не время паниковать и искать виноватых: надо действовать. Пусть Медведев и Путин тушат пожары. Боливар вынесет двоих.