Для прохода яхт по Неве пришлось разводить мосты — и это, пожалуй, единственное, что по-настоящему зацепило питерцев, ведь мосты разводят ночью, а днем этого не делали чуть ли не с царских времен. Во всем остальном финиш кругосветки несколько разочаровал. Особенно
если сравнивать его со стартом в испанском Аликанте, который вылился в настоящий праздник. Наверное, обитатели солнечного побережья Средиземного моря куда больше расположены к веселью, чем жители нашей Северной столицы, — в Аликанте даже был побит рекорд посещаемости Volvo Ocean Race за 35 лет: зрителей собралось более миллиона человек.
У нас же интерес к парусным гонкам массовым не назовешь — это занятие считают скорее блажью миллионеров, чем серьезным и опасным спортом, каковым оно на самом деле и является. Может быть, поэтому о финале регаты в Петербурге знали далеко не все. «Что это там на мосту делают? — спрашивали прохожие, глядя, как устанавливают стойки для праздничного фейерверка. — Салют в честь Дня молодежи?»

Последний день гонки не задался с самого начала. Как ни старались организаторы, такого они предугадать не могли: благодаря попутному ветру яхты-участницы пересекли линию финиша в районе Толбухина маяка близ Кронштадта около пяти утра. Большинство зрителей, конечно, еще спали, но яхтсмены не очень огорчились: отвечая на вопросы немногочисленных журналистов, победители — экипаж яхты Ericsson-4, — не стесняясь, говорили, что больше всего мечтают не о награждении, а об отдыхе. «Это была очень длинная гонка. Мы опустошены и неимоверно устали, все хотят полноценного отдыха. Дайте нам пару дней, и мы сможем нормально разговаривать», — обратился к пишущей братии шкипер команды Торбен Граэль.
Другие экипажи оказались более общительными.
Им было что вспомнить: в пути пришлось столкнуться со многими опасностями, яхты лавировали между айсбергами в арктических водах, уклонялись от встречи с сомалийскими пиратами по дороге в Индию, в Сингапуре на глазах ошеломленных встречающих яхта Green Dragon на полном ходу врезалась в причальную стенку, а на переходе из Марстранда в Стокгольм красавица Telefonica Blue села на мель, и ее пришлось снимать с помощью судна сопровождения.
Кстати, за всеми приключениями участников можно было следить практически в прямом эфире на сайте регаты: Volvo Ocean Race входит в число пяти самых популярных спортивных событий в мире, поэтому на борту каждой яхты находился репортер — ему запрещалось прикасаться к снастям или помогать управлять лодкой, зато в его обязанности входило пересылать видео с пяти камер, расположенных на яхте, а также делать фотографии и брать интервью у членов экипажа.

Формально организаторов финиша регаты упрекнуть не в чем, но праздника не получилось. Появления яхт-участников около Петропавловской крепости, где должен был пройти торжественный парад, ожидали около двух часов. К этому времени на набережной стали собираться зрители, журналисты, иностранцы — верные поклонники Volvo Ocean Race, следовавшие за яхтсменами из одной страны мира в другую. Яхты пришли к крепости около пяти часов — и тут же начал накрапывать мелкий дождь. Участники в сопровождении целой флотилии катеров проплыли под Благовещенским и Дворцовым мостами, в их честь был устроен фейерверк, а на ростральных колоннах зажгли огонь. Но было очевидно, что для большинства зрителей происходящее — лишь довольно бессмысленное красочное шоу, а не праздник завершения долгого и трудного пути, и уж тем более не случай поближе познакомиться с яхтами и яхтсменами. Похоже, всеобщее признание в нашей стране этот вид спорта завоюет не скоро.
За ходом регаты можно было следить практически в прямом эфире на сайте: Volvo Ocean Race входит в число пяти самых популярных спортивных событий в мире, поэтому на каждой яхте находился репортер
Фото: jiang yongtao; Gustav Morin/Ericsson 3/Volvo Ocean Race; Rick Tomlinson/Volvo Ocean Race