Во время Крымской войны английский генерал Кардиган носил его под мундиром, чтобы и выглядеть хорошо, и не простужаться. Эту моду быстро переняли его подчиненные, но до повального увлечения кардиганами дело дошло лишь через столетие.
В 20-е годы прошлого века внимание к кардиганам пыталась привлечь Коко Шанель, но вязаная кофта по-прежнему оставалась любимой одеждой мерзнущих стариков и «выстрелила» лишь в конце 40-х. Тогда женщины поголовно стали носить «американские двойки» — джемпер с коротким рукавом и кофточку того же цвета. А мужчины сменили военную форму на маленькие обтягивающие кардиганы — их по-прежнему носили под пиджаком.
Во второй половине 50-х мир начал повально вязать. С некоторым опозданием это увлечение дошло и до СССР. В 60-е сложился обобщенный образ советского интеллигента — работника престижного НИИ лет тридцати, в роговых очках и связанном женой пуловере. Брутальные персонажи предпочитали свитера с широким горлом — реверанс в сторону геологов и Хемингуэя; а тихие книжные интеллектуалы носили кардиганы на пуговицах.
В «Обыкновенном чуде», кинохите 1978 года, волшебник — Олег Янковский появляется в на экране в большом домашнем кардигане. Писатель, мыслитель, романтичный и метущийся, он заставил творческую интеллигенцию надолго полюбить этот предмет туалета.
В 90-е годы кофты на пуговицах становились все тоньше — их носили зимой и летом, не задумываясь, модно это или нет. Когда-то кардиганы любила профессура, за что подвергалась насмешкам студентов. Знали бы они, что через какие-то 15 лет подростки станут подбирать кардиганы по цветам и комбинировать их между собой: «Вот красный из Topshop — его мы наденем поверх фиолетового из Zara, а желтый полупрозрачный из Bershka оставим на завтра: вроде бы обещали жару».
Фото: WIREIMAGE/PHOTAS; M. MADEIRA/FOTOLINK; MONDADORI/EAST NEWS; GETTY IMAGES/FOTOBANK