В конце прошлого года «Аэрофлот» решил, что желающие слетать из Норильска в Красноярск и обратно должны заплатить за это удовольствие 36 тыс. рублей. Цены заоблачные даже для «Аэрофлота» (см. таблицу). Норильск — город, конечно, богатый, но не до такой степени и не во время кризиса. Тем более что «Аэрофлот» почти монополизировал это направление, и потому местное правительство установило для него максимальный тариф в 8,5 тыс. рублей за билет в один конец. Теперь авиакомпания должна перечислить в бюджет незаконно полученную часть прибыли.
Тем временем ФАС заявила, что проверит ценообразование во всей отрасли. Не секрет, что авиаперевозчики в высоких ценах винят монополистов-нефтяников: доля авиатоплива в стоимости билета, говорят они, составляет почти половину. Но тогда непонятно, почему цена билетов продолжает расти, хотя времена дорогой нефти остались позади: за последний год авиакеросин подешевел почти вдвое, а билеты — нет. Так же хитро авиакомпании сыграли и на колебаниях курса рубля: повысили цены на международные рейсы после девальвации, а когда рубль чуть поднялся, предпочли этого не заметить.
Кивая на нефтяников, авиаперевозчики пытаются скрыть настоящие причины удорожания билетов: высокими ценами они компенсируют промахи собственного менеджмента. Прибыль того же «Аэрофлота» в 2008 году упала почти в 8 раз. Самолеты заполняются меньше чем на две трети. Кроме того, в «Аэрофлоте» избыток персонала — 1 человек на 594 перевезенных пассажира, тогда как у других компаний этот показатель в среднем в два раза меньше.
Пока «Аэрофлот» будет сохранять на многих направлениях «естественно-монопольное» положение, ему проще будет решать свои проблемы за счет кошелька пассажира, а не путем повышения собственной эффективности. То же самое нас ждет, если состоится начавшийся с кризисом процесс укрупнения авиакомпаний: три-четыре главных игрока поделят между собой рынок и начнут диктовать свои цены. И ФАС нас не спасет. Хотя на этот раз она, похоже, выиграла. Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Михаил Полубояринов уже заявил, что компания снизит тарифы, чтобы увеличить загрузку самолетов.