Дорога к свалке

23 июля 2009, 00:00

От редакции

Если мерить нашу цивилизованность мусорными технологиями, то мы находимся примерно на стадии крито-микенской культуры. Близ города Кносс примерно три тысячи лет назад впервые были организованы специализированные свалки, представлявшие собой глубокие ямы, куда укладывался и утрамбовывался мусор, регулярно пересыпаемый слоями земли. Такая технология в нашей стране до сих пор является самой распространенной. Наряду со сжиганием. Кстати, сжигать мусор научились тоже очень давно: в библейские времена геенной огненной называли место неподалеку от Иерусалима, где сжигали мусор и непогребенные трупы. Так что мы все еще уничтожаем отходы по крито-микенским и библейским технологиям.

В этой технологической отсталости можно опять увидеть мифологизированную раздвоенность нашей евразийской души. С одной стороны, культ рациональности и утилитаризма — в производстве, в потреблении, в изъятии ресурсов из недр земли. С другой стороны, почти мистическое презрение к мусору: вывезти его с глаз долой, зарыть или поджечь. Мусор — это тайна и сакральное знание специалистов-утилизаторов. Он всегда в тени. Он, как деньги, любит тишину и вытесняется из гражданского сознания и публичной политики. Может, потому и деньги, и мусор — в эпицентре интересов черного бизнеса, мафии.

Однако наше потребительское забвение мусора как основной проблемы современного города является проявлением очень специфической, почти инфантильной рациональности. Скажем, искать пункт утилизации израсходованных батареек, бутылок или пластика в наших условиях — это проявление в высшей степени нерационального поведения. Поэтому отечественная смеховая культура видит в любом иноземце, раскладывающем мусор по разным бакам, образец форменного идиотизма. Иначе и быть не может, когда существующая организация общественной жизни просто не позволяет отдельно взятому человеку вести себя согласно хоть каким-то стандартам экологического поведения. Любые индивидуальные усилия бессмысленны, когда нет элементарной инфраструктуры. Экологический праведник в таких условиях не просто казус, а чистая небывальщина. Мы знаем, как поступать правильно и хорошо, но не можем. Все организовано так, что свои лучшие чувства к природе нам ну никак не проявить. Что же нам остается? Жить по-варварски?

В таком ходе мыслей, в такой «рациональности» есть что-то глубоко оскорбительное и унизительное. Эта логика вполне разумна только в сознании человека, который чувствует себя заложником внешних обстоятельств или просто неких плохих людей. Дело ведь не только и не столько в утилизации мусора. Влачить существование заложника можно, например, смирившись с плохими дорогами и дураками, с насилием в обществе, с коррупцией чиновников. И если мусор нас победит, мы будем унижены и оскорблены во всех своих гражданских чувствах. Мы станем заложниками обстоятельств и идиотизма. А в обществе, где такой конформизм выглядит рациональным, все дороги обязательно будут вести к свалке.