Магаданский коктейль

10 сентября 2009, 00:00

Магаданская область едва избежала экологической катастрофы. Ливни размыли дамбу, которая удерживает хранилище химических отходов. Расследование «РР» показало, что дамба давно находилась под угрозой разрушения, но это мало кого заботило. Подобные аварии возможны на многих опасных объектах

То что дамба может рухнуть, стало ясно где-то за сутки. Чтобы ее укрепить, нужно было подогнать к ней тяжелую технику. Но мост на дороге к дамбе рухнул накануне, а в обход очень далеко. В итоге мост восстановили как раз тогда, когда вода снесла дамбу. Ну, беда! — так сотрудник местной ремонтной службы рассказывал корреспонденту «РР» сагу об аварии, которая едва не привела к экологической катастрофе.

Небольшая земляная насыпь растянулась на две сотни метров. Трудно поверить, что это хлипкое сооружение, согласно проектным документам, должно сдерживать 5 млн м3 химических отходов. На позапрошлой неделе дамба не выдержала напора воды, уровень которой поднялся из-за затяжных дождей, и часть химических отходов Карамкенского горно-обогатительного комбината (ГОК) попала из хранилища в реку Хасын, оттуда — в Охотское море.

Власти заявили: опасности нет, вода почти в норме. «Роданидов и цианидов нет ни в ручье Туманном, ни в реке Хасын, — сообщил “РР” начальник департамента природных ресурсов администрации Магаданской области Виктор Проказин. — Пробы от 29 августа показали превышение предельно допустимой концентрации в несколько раз по железу, марганцу, меди, мышьяку и стронцию. Но 31-го превышение осталось только по железу и меди — в два раза». Но железо и медь присутствуют в воде и почве, потому что рядом — залежи железной руды, уверил чиновник. 

Официальная версия не устраивает местных жителей. «РР» уже писал, что накануне аварии они жаловались на качество воды, утверждая, что в ней повышено содержание ртути. В это же время вся магаданская бухта Нагаева оказалась усыпана мертвыми ипатками — птицами, которые питаются рыбой в прибрежных водах. Два года назад произошел такой же случай, и тогда Россельхознадзор признал: птицы умерли от повышенного содержания в их организмах ртути.

Возможно, химические отходы вытекали из хранилища и раньше, предполагают местные жители. Такое уже бывало, причем сразу после строительства дамбы. В распоряжении «РР» оказались документы, которые показывают, с какими нарушениями у нас строятся и эксплуатируются подобные сооружения.

«Работы по сооружению дамбы выполнены с грубыми отступлениями от проекта. Цемент, использованный для приготовления бетона, настолько низкого качества, что уже через год, как показало контрольное бурение, даже признаков его не сохранилось» — это из акта экспертизы состояния плотины. Ее провел несколько лет назад Северо-Восточный комплексный НИИ РАН. В 1987 году концентрация цианидов и роданидов неподалеку от плотины превышала предельно допустимую в 36 и 151 раз соответственно. Тогда ситуацию исправили, вода стала чище.

Это еще советское разгильдяйство — дамба построена в 1979 году. Но современная ее эксплуатация ничем не лучше. В 1989 году ГОК закрыли, дамба стала бесхозной — ее начали разбирать охотники за металлами. И в 1997 году «был спровоцирован прорыв воды из водоподпорного озера в чашу хранилища. Если бы начался перелив воды через гребень плотины, то возможность ее разрушения с залповым сбросом в реку Хасын около 3 млн м3 материала, содержащего токсичные вещества, не подлежит сомнению», — описывают ученые едва не состоявшуюся катастрофу.

Но выводов из той истории не сделали. До сих пор непонятно, кто следит за дамбой. Ростехнадзор от этой функции отказывается. Вроде бы за дамбой должен присматривать Колымский аффинажный завод, который в конце 90-х начал сбрасывать в хранилище свои отходы. Но «эта информация неправильная. И это совсем другая информация», — загадочно бросил в телефонную трубку директор завода Владислав Феоктистов.

Так и получается: дамба непонятно чья, отходы тоже, а несколько поселков и побережье Охотского моря от катастрофы спасали только счастливый случай да время: «цианиды в хранилище за 20 лет стали уже менее активны», — объяснил «РР» замдиректора Северо-Восточ­ного комплексного НИИ РАН Юрий Прусс. А отходы аффинажного завода менее токсичны.

Между тем на Дальнем Востоке произошло еще одно ЧП. 1 сентября на рыбоперерабатывающем предприятии в Уссурийске произошел выброс аммиака.