Без интимного удовольствия

10 сентября 2009, 00:00

Официальная статистика заявляет, что никакого кризиса на книжном рынке нет. На прошедшей только что Московской международной книжной выставке-ярмарке Российская книжная палата обнародовала доклад, согласно которому за первую половину 2009 года у нас было выпущено на 30 миллионов книг больше, чем за первую половину 2008-го. Однако книгоиздатели не разделяют оптимизма статистиков

Издатели объясняют оптимизм Книжной палаты тем, что она стала лучше работать: раньше она не учитывала 40% изданий, а теперь лишь 20%. И приводят свои — грустные — цифры.

Лидер рынка — издательская группа АСТ ссылается на типо­графии: их загруженность упала в среднем на 25–30%. Ее основной конкурент — издательство «Эксмо» приводит данные опроса среди книготорговцев: 84% из них фиксирует серьезное снижение среднего чека. Всего же за время кризиса, по мнению генерального директора «Эксмо» Олега Новикова, книжный рынок сократился на четверть.

К тому же крупнейший оптовый распространитель книг — новосибирская компания «Топ-книга» вот уже почти год находится в системном кризисе, а ее долги поставщикам превышают 2 млрд рублей. И рассчитается она с издательствами не раньше чем через 8–12 месяцев. А до этого некоторые из них, особенно небольшие, зависящие от крупных ретейлеров вроде «Топ-книги», могут и не дожить. Как заметил генеральный директор издательства «Время» Борис Пастернак, «крупные оптовые структуры думают о маленьких издательствах в последнюю очередь. Но помирать-то первыми будем мы».

Правда, повод для оптимизма все-таки есть. Еще в самом начале кризиса эксперты осторожно предполагали, что книга относится к числу «доступных развлечений». Что люди, у которых серьезно сократятся доходы, откажутся от покупки новых машин, гаджетов и дорогих поездок, но не будут покупать меньше книг. А то и вовсе начнут больше читать. Сейчас это предположение начинает сбываться. Олег Новиков считает, что реальный спрос на книги в среднем упал лишь на 10%, а падение всего рынка на четверть объясняется плохой работой книготорговцев. А Борис Пастернак уверяет, что в тех случаях, когда его издательство имеет дело напрямую с магазинами, падения спроса нет, а кое-где есть даже прирост.

Люди просто стали покупать более дешевые книги, но потребность в чтении по-прежнему остается одной из самых насущных. Как говорит издатель журнала «Что читать» Александр Гаврилов, «людям хочется интимного удовольствия, которое им сегодня может дать только книга».