В Opel заговорят на русском

17 сентября 2009, 00:00

Сбербанк все-таки станет совладельцем Opel, но его новейшие технологии в безраздельное пользование не получит — а значит, наш автопром рано радовался

После долгих переговоров концерн General Motors согласился продать 55% акций Opel канадско-рос­сийс­кому консорциуму Magna и Сбербанка. Скорее всего, чашу весов в нашу пользу склонила позиция немецкого правительства, которое поставило в прямую зависимость от сделки выдачу концерну госкредита в €4,5 млрд. Канцлер Ангела Меркель отдавала явное предпочтение российско-канад­скому тандему, потому что он в отличие от конкурентов обещал не закрывать заводы Оpel в Германии.

Однако Сбербанку не удалось добиться главного: права полного использования технологий Оpel. А ведь изначально именно это и было главной целью покупки автогиганта. Партнером Сбербанка в сделке выступает ГАЗ. Он может наладить сборку автомобилей Оpel. Но в этом нет никакого прорыва: иностранных сборочных производств в России и так много. Гораздо более амбициозной выглядела конечная цель — с помощью технологий Оpel создать современный конкурентный российский автомобиль, то есть повторить фокус 60-х годов, когда итальянский Fiat превратился в советские «жигули».

Но GM такой вариант не устроил. И в итоге свою позицию они отстояли: да, новые акционеры Оpel получают доступ к технологиям — это подтвердил вице-прези­дент GM Кристофер Праусс, — но использовать их смогут только с согласия GM. То есть просто взять и внедрить инновации Оpel в производство какой-нибудь новой модели «Волги» не получится. Кроме того, за использование разработок Оpel новые хозяева будут перечислять GM лицензионные платежи.

И у GM будет достаточно полномочий, чтобы следить за выполнением этих условий. Так, представитель GM Джон Смит уже сообщил, что американский концерн, у которого останется 35% акций, получит половину мест в новом совете директоров Opel. Непропорциональность представительства он объясняет тем, что GM имеет больше опыта в управлении производством автомобилей, чем новые владельцы. Что, в общем-то, чис­тая правда. Но лишь с одной поправкой: именно это управление довело GM до банкротства, из-за которого и пришлось, в частности, продавать акции Opel.

Впрочем, даже хорошие дивиденды вряд ли станут утешением для Сбербанка, если не удастся осуществить главную цель — технологический прорыв российского автопрома.