7 вопросов Сергею Балдину, генеральному менеджеру EMI в России

Наталья Зайцева
1 октября 2009, 00:00

Финансовый кризис и прогресс оказались совместимы: они уничтожают музыкальный рынок в его нынешнем виде. Это связано с массовым распространением цифрового формата: недавно компания EMI, один из лидеров мировой музыкальной индустрии, объявила о том, что начинает активно работать над цифровым контентом. Компакт-диски остаются в прошлом: потребители музыки переходят на MP3

1. Как именно рухнул музыкальный рынок?

Пострадала в основном популярная музыка, потому что в других направлениях продажи и раньше были невелики. Два-три года назад тиражи самых продаваемых сольных исполнителей в России — МакSим, Верка Сердючка, Стас Михайлов — могли выходить за миллион экземпляров, а сборников популярной музыки — за полмиллиона. А теперь эти же сборники продаются по 20 тысяч экземпляров.

При этом объем продаж компакт-дисков в мире падает на 10–15% в год.

2. Повлиял ли мировой кризис на снижение продаж CD?

Кризис лишь немного подбросил дровишек в топку этого крематория. Причина другая. Когда-то музыка имела форму виниловой пластинки, что позволило музыкальной индустрии пережить свои золотые времена: пластинку сложно изготовить пиратским образом. Сейчас скопировать файл проще простого: три-четыре года назад, когда общедоступными стали широкополосный интернет и MP3-плееры, пиратами стали сами слушатели. Мобильные телефоны — это вообще прелесть. Человек заходит в школу с новой песней на мобильном телефоне, и через полчаса эта песня есть у всей школы!

3. Как эти проблемы решают музыкальные компании?

Раньше рекорд-компания выпускала альбом артиста. В последнее время появилось понятие «контракт 360 градусов». Это когда компания не только выпускает альбом, но и занимается концертами этого исполнителя, использованием его музыки в кино, рекламе, владеет всеми цифровыми правами.

4. Как вы будете продавать музыку в цифровом формате?

Мы будем сотрудничать с компаниями, которые занимаются новыми технологиями. Например: вы держите в руках телефон, и в это время по радио играет песня. У вас на телефоне есть кнопка «определить мелодию». Вы нажимаете ее, и через минуту вам приходит эсэмэска: «Песня называется так-то, вы можете ее купить». Вы нажимаете кнопку еще раз, и в вашем телефоне появляется эта песня. Я не знаю деталей, но все должно быть удобно.

5. Будете защищать свою музыку от копирования?

Музыкальная индустрия пришла к тому, что защищать файлы от копирования нецелесообразно. Это возможно технически, но это не будет иметь спроса, потому что слушатели не смогут послушать музыку, не напрягаясь.

6. Вы будете делать собственный интернет-магазин?

Не имеет смысла. Это булочных должно быть столько, сколько микрорайонов в стране, а интернет-магазин может быть один на весь мир, но в нем должна быть собрана вся музыка. Ну, пусть их будет три, пять, десять. И потом, в России это пока невыгодно, потому что законы в этой области недостаточно эффективны.

7. В последнее время появилась еще такая практика: альбом выкладывается в интернете бесплатно, а слушателей просят заплатить артистам, кто сколько захочет.

С русской ментальностью это не работает. Мы выпустили альбом Петра Налича и провели акцию: каждый мог скачать альбом бесплатно или заплатить, сколько не жалко. В результате то ли пятнадцать, то ли двадцать тысяч рублей заплатила наша страна любимому музыканту, у которого более трех миллионов просмотров его видеоролика на YouTube. Группа Radiohead выложила свой альбом в интернете на идентичных условиях — и собрала два миллиона долларов.