ЦРУ взорвало или разбомбило остров, чтобы мексиканцам не досталась нефть с морского шельфа, — эту скандальную версию обсуждают сегодня все мексиканские конспирологи и широкая общественность.
Точные координаты острова Бермеха — 22°33? северной широты и 91°22? западной долготы — известны с XVI века. Первым на карту Карибского бассейна его нанес известный испанский историк, изобретатель навигационных инструментов Алонсо де Санта Крус еще в 1539 году.
Принадлежавший Испании остров после провозглашения независимости американских колоний перешел к Мексике. Его можно увидеть в подробном атласе «Острова Мексики», выпущенном в 1946 году мексиканским Географическим институтом: остров расположен недалеко от северного побережья полуострова Юкатан. Неоднократно писало о Бермехе и авторитетное Мексиканское общество географии и статистики, а в 1998 году он был упомянут в справочнике Министерства внутренних дел.
Вот только на современных снимках из космоса его нет. До этого никому не было бы дела, если бы не нефть. Мексиканский залив — сплошь в нефтяных месторождениях, и одно из самых больших, с запасами в 22,5 млрд баррелей, находится в районе Ойос де Дона неподалеку от исчезнувшего острова.
В 1997 году Вашингтон и Мехико подписали договор о морских границах в Мексиканском заливе. Но разграничение спорного шельфа в районе Ойос де Дона специальным соглашением отложили до 2011 года. Назначенный срок приближается, и если мексиканцы не найдут исчезнувший остров, граница 200-мильной экономической зоны Мексики будет отсчитываться не от Бермехи, а от лежащих значительно южнее Алакранских островов. Тогда прощайте, нефтедоллары.
Поняв это, мексиканский парламент отправил к Бермехе экспедицию Национального автономного университета, аналога нашей Академии наук. Ученые прочесали район на кораблях, осмотрели с воздуха и исследовали при помощи гидролокаторов. Все безрезультатно. Ближайшая к поверхности суша обнаружилась на глубине 472 метров.
Тогда-то и родилась версия о секретном плане ЦРУ. Конспирологам возражают: остров площадью 80 км2 так просто не взорвешь. Но те лишь загадочно улыбаются и напоминают оппонентам о судьбе Хосе Анхеле Кончелло Давилле. Председатель сенатского комитета по международным делам был самым ярым противником договора с Америкой и моратория на разведку и добычу нефти, считая Ойос де Дона мексиканскими водами. 4 августа 1998 года Давилла погиб в автомобильной аварии при загадочных обстоятельствах.
Элиас Карденас, председатель комитета по морским делам палаты депутатов, как и многие здравомыслящие граждане, в версию конспирологов не верит. Он считает, что виновата природа: география морского дна могла измениться в результате, например, подводного землетрясения. Такие случаи история знает. Например, в Средиземном море у побережья Сицилии несколько раз после извержения подземного вулкана возникал остров, который даже поименовать успели: Фернандия. Но каждый раз он опускался на морское дно.
Если нечто похожее произошло и с Бермехой, стоит признать, что природа сыграла с мексиканцами злую шутку: поманила несказанными сокровищами, а потом жестоко обманула.
Впрочем, в самой Мексике унывают не все. Ученые готовят вторую экспедицию, уверяя, что составители старых карт просто ошиблись координатами и остров есть где-то рядом. А самые авантюрные граждане предлагают ученым искать не остров, а любую подходящую отмель, потом насыпать на нее побольше камней — так, чтобы они возвышались над уровнем моря, — и таким образом восстановить «историческую справедливость».