Очень единая Россия

15 октября 2009, 00:00

Коммунисты взяли Ржев. В горсовете их теперь большинство. Это стало единственным поражением «Единой России» на выборах в местные органы власти, которые прошли в 76 регионах. Но эта победа была омрачена громкими скандалами в Дербенте и в некоторых других городах

Я бы пошла, проголосовала, но, честно сказать, даже выходить на улицу было страшно. Как будто не день выборов, а тер­акт. Соседка сказала, что на наш участок не пускает ОМОН, а причин не объясняют, — так жительница Дербента описала корреспонденту «РР» ситуацию в городе во время выборов мэра 11 октября.

Город действительно напоминал осажденную крепость: в нем было полно омоновцев, которые не пус­кали людей голосовать; 16 из 36 избирательных участков утром оказались закрыты, 12 из них так и не открылись.

Все это явилось результатом противоборства выдвинутого «Единой Россией» мэра Дербента Феликса Казиахмедова и бывшего прокурора Дагестана Имама Яралиева. Последнего считают одним из главных оппонентов президента Дагестана Муху Алиева. И в 2007 году он показал, насколько серьезно надо относиться к местным выборам. Отправленный Алиевым в отставку, Яралиев сумел вернуться во власть именно через местный уровень. Тогда в соседнем с Дербентом Сулейман-Стальском районе, где компактно живут недолюбливающие республиканскую власть лезгины, на выборах уверенно победило «Яблоко», и его депутаты назначили Яралиева главой района.

Местные наблюдатели говорят, что после этого не допустить бывшего прокурора к руководству Дербентом стало для Алиева делом принципа. От этого, возможно, зависело даже его переутверждение на посту главы республики в следующем году. Отсюда, объясняют наблюдатели, и беспрецедентное давление на избирателей.

Показательные события произошли еще до выборов. Тогда несколько десятков сотрудников местной ППС устроили митинг, уверяя, что их хотят уволить за отказ досрочно проголосовать за Феликса Казиахмедова. Нака­нуне выборов люди в камуфляже избили главу одной из территориальных комиссий, после чего многие его коллеги побоялись выйти на работу в день выборов.

Когда этот номер подписывался в печать, побеждал действующий мэр, но республиканский избирком рассматривал возможность отменить итоги выборов из-за того, что многие участки так и не открылись.

Нынешняя избирательная кампания отличалась сильным давлением на оппозиционные партии во многих регионах. В конфликтах с драками прошла вся избирательная кампания в Астрахани.

— Вот наш начальник охраны. Без его ребят мы не можем провести ни один митинг, сразу нападают, — показывая на широкопле­чего мужчину со шрамом на лице, рассказывал нам кандидат в мэры Астрахани от «Справедливой России» Олег Шеин, когда мы зашли в его штаб.

За всю предвыборную кампанию, подсчитал Шеин, на его помощников напали более 50 раз.

— Но ни одно уголовное дело так и не возбудили, — возмущается он. — Всех бандитов мы знаем в лицо. Они узнавали о встрече, приезжали каждый раз по 15–20 человек и срывали выступления. После того как мы разместили плакаты на маршрутках, на водителей начали нападать, бить стекла и протыкать шины.

— Да нет никакого криминала, применяются обычные методы борьбы, — отвергал накануне выборов все эти претензии координатор астраханского отделения «Единой России» Николай Сандаков. — Если бы был криминал, появились бы уголовные дела. Но где они? Это предвыборная кампания, и город необходимо очищать от политического мусора.

Зачистка от «политического мусора» 11 октября прошла с очевидно излишним рвением, зато была результативной. Тот же Олег Шеин проиграл; вылетела из Мосгордумы партия «Яблоко»; «Справедливая Россия» в большинстве регионов набрала процент, явно не соответствующий ее амбициям. Более-менее сохранили свои позиции в местных органах власти только коммунисты.