15 пиратских узлов

5 ноября 2009, 00:00

Сомалийские пираты захватили очередное судно — на сей раз с 23 гражданами России и Белоруссии, двумя филиппинцами и двумя жителями Ганы. Это первый случай, когда российские моряки в таком количестве становятся добычей морских разбойников в Индийском океане

Тунцелов Thai Union-3 вышел из порта Виктория (Сейшельские острова) 29 октября. В 370 км от Сейшел на борт судна поднялись пираты. Они изменили его курс, направив к своей базе на побережье Сомали — городу Харардера, до которого от места захвата около 1200 км.

— Вообще пираты редко заплывают так далеко от своего берега — почти до Сейшел, — отметил в разговоре с «РР» инспектор Международной федерации транспортных работников Петр Осичанский.

По его мнению, именно такая удаленность от Африки и сыграла с моряками злую шутку: нападение стало для них полной неожиданностью. По словам родственников моряков, Thai Union-3 около часа пытался оторваться от преследователей, но лодки сомалийцев оказались быстроходнее.

Такова вся информация, имевшаяся на момент сдачи номера в печать, —  но и она позволяет сделать некоторые прогнозы. Основываясь на опыте предыдущих эксцессов, Осичанский предполагает, что через несколько дней захватчики потребуют от оператора судна выкуп. Известна и такса — как раз в эти дни идут торги по украинской «Ариане»: вначале за нее требовали $10 млн, но в итоге согласились на $3,5 млн.

Хотя проблеме сомалийских пиратов уже много лет и обсуждается она на самом высоком уровне, а Индийский океан кишмя кишит военными кораблями всех крупных держав — гражданский флот остается практически беззащитным перед пиратами.

— Индийский океан очень большой, полностью контролировать его площадь ни одна страна, ни все страны сообща не могут. Пиратам здесь легко затеряться, — сетует Петр Осичанский. — Обороняться от них рыбаки тоже не могут: свое оружие им иметь нельзя, а нанимать охрану слишком дорого — день работы охранного агентства стоит около 50 тысяч долларов. 

Убежать от пиратов рыбаки тоже не могут: их скорость 9–10 узлов (около 18 км/ч), а у пиратов — 15. И борт у рыболовецких судов, как назло, низкий, такой легко брать на абордаж. Высоким нефтяным танкерам в этом смысле больше повезло. А морякам-рыболовам остается лишь надеяться на морскую удачу да укреплять борта каждого судна: их обматывают колючей проволокой, надстраивают, буквально возводя баррикады.

Захваченный Thai Union-3 до берегов Сомали «проводили» сразу несколько военных кораблей и самолет ВВС Евросоюза. Но и военные не рискуют вмешиваться — а вдруг пираты начнут убивать заложников? Не получится атаковать пиратов и на их базе.

— Сомали — суверенное государство, — напоминает эксперт специализированного издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Артур Давыденко. — Чтобы начать военные действия на его территории, необходимо соблюсти бесконечный список дипломатических формальностей. Официальные же власти Сомали большую часть страны давно не контролируют.

Thai Union-3 — бывшее советское рыболовное судно: в 1991 году его построили в Испании по заказу СССР. Позднее оно было продано за границу и в конечном счете оказалось в собственности таиландской фирмы-судовладельца Thai Deep Sea Fishing Co., крупного производителя тунца. Сейчас его фрахтует сингапурский оператор Samui Fishing Company Ltd.

— Российским морякам этот тип судна хорошо знаком, поэтому логично, что работать на него берут именно бывших советских граждан, — объясняет Осичанский.

Про моряков известно, что они из Калининграда и Белоруссии — экипаж набирала калининградская крюинговая компания «Западное морское агентство “Флот-кадры”». Капитан — 41-летний гражданин Белоруссии Сергей Харлан. У моряков был контракт на полгода, истекавший в январе; зарплата — от 2 до 7 тыс. долларов в зависимости от должности. В крюинговой фирме «РР» сообщили, что сейчас они налаживают связь родственников похищенных с российскими и белорусскими властями, владельцем и оператором судна.

По сложившейся международной практике выкуп за судно платит его владелец или оператор — за экипаж деньги обычно не требуют. Так что родственники моряков и российские власти как-либо финансово участвовать в выкупе судна, скорее всего, не будут. По информации Петра Осичанского, представители Samui Fishing Company Ltd. уже заявили, что «сделают все возможное, чтобы побыстрее освободить судно».

— Тунцеловы — это вообще-то не бедные компании, — утверждает инспектор Международной федерации транспортных работников. — Деньги на выкуп у них есть.

К тому же сингапурцы утверждают, что судно было застраховано на случай захвата пиратами.

— Последнее время страховые компании стали предлагать такую услугу, — рассказывает Артур Давыденко. — Страховщики берут на себя все расходы, связанные с переговорами и выплатой: это уже само по себе накладно. Например, для доставки выкупа обычно арендуется вертолет.

Так что можно с уверенностью предположить, что пираты и на сей раз сорвут куш и снова выйдут в море на поиски новой добычи. А самым лакомым куском для них и впредь будут оставаться рыбаки — по крайней мере до тех пор, пока международное сообщество всерьез не займется ситуацией в Сомали.

Интересно, что в случае согласия заплатить деньги пираты всегда ведут себя по-джентльменски и все свои обязательства выполняют. Иначе в следующий раз с ними никто связываться не будет

Фото: digital-vector-maps.com