Жили-были Медведев и…

От редактора
Москва, 12.11.2009
«Русский репортер» №43 (122)

«У Иванова было бы гораздо больше шансов стать президентом, если бы его фамилия была Медведев», — утверждает народная мудрость.

Анекдот — это один из немногих механизмов трезвого понимания жизни. Или вы думаете, случайно тотем (так антропологи называют сказочного предка первобытного рода-племени) партии власти — Медведь? Мы, как в детстве, продолжаем жить в сказке, в которой есть и Мужик, и Медведь, и вершки, и корешки.

Наш Медведь вполне мог бы войти в качестве дополнительного примера в последнюю редакцию книги Клода Леви-Стросса «Тотемизм сегодня», но примеров хватало всегда. В сказке живут не только первобытные общества, но и «цивилизованные». За 100 лет Леви-Стросс (в ноябре он мог бы отметить 101-й день рождения) имел возможность своими глазами увидеть, какую революцию он совершил. Благодаря созданному им направлению в науке сейчас неприлично говорить, что какая-то культура ниже или выше другой, ЮНЕСКО вовсю использует его тезис о том, что мировая культура возможна не как победа «логичной цивилизации» над «сказочным варварством», а только «как коалиция культур, сохраняющих свою самобытность».

И все же, несмотря на эту победу, Леви-Строссу, кажется, было не очень весело в последние годы. Я думаю, это потому, что мы не услышали главного. Мы почему-то продолжаем думать, что «человек разумен» в своей общественной организации, что нашу жизнь мы устраиваем «по науке», как паровую машину или трансгенную овечку. Отсюда — глупое самодовольство, деление на развитые и недоразвитые страны, как будто именно «развитые» страны не устроили сплошную бойню в ХХ веке.

Многие в России смотрят даже на почти такую же, как наша, страну — Украину — как на недоразвитую: с их педофилами и бардаком. На Украине же потешаются над «отсталым путинским авторитаризмом». Хотя с точки зрения структурной антропологии интереснее увидеть не только различие, но и сходство современных «сказок». Чтоб не делать фатальных ошибок в своем самодовольстве.

Например, Россия и Украина одновременно в 2003–2004 годах пытались совершить «первобытное» жертвоприношение. Россия на роль жертвы выдвинула Михаила Ходорковского. И дело здесь не в том, что этот олигарх был виноватее других, а в том, что символическая казнь и, главное, ее единодушное одобрение (предавали в том числе и друзья-коллеги) сняла сразу много вопросов, в частности вопрос о том, «кто в доме хозяин».

Антиолигархическая кампания на Украине началась примерно в то же время, но для построения нового «единства нации» этого было мало. Революции нужна была и смерть журналиста Георгия Гонгадзе, и ритуальная «почти что смерть» вождя (классический сюжет древних мифов и ритуалов) — отравление Виктора Ющенко. Неплохо осознавать, что и русская, и украинская «сказки» имеют и совсем плохое продолжение.

Пафос Леви-Стросса не в том, чтобы изучать первобытные племена для музеев, а в том, чтобы изучать природу человека. Видеть «сказки», в которых мы живем, не думать, что наша «научность» и «логичность» сами по себе уберегут нас от насилия и бардака.

Изучать надо себя. И, как минимум, помнить, что все детские сказки жестоки. В том числе про Медведя и Мужика.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (122) 12 ноября 2009
    Провинциальность
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Реклама