Кого надо расстрелять?

19 ноября 2009, 00:00

От редакции

Еще пять лет назад малоэтажное строительство и создание земельного фонда под застройки обсуждались как новации. Сегодня эти проекты запущены, но доступным жилье так и не стало. Кто в этом виноват?

Очевидно, далеко не только кризис. В чем камень преткновения, объяснил помощник президента Аркадий Дворкович, выступивший на прошлой неделе в Международном университете. Он рассказал публике о нехитрых подсчетах, представленных ему столичными строителями. Оказывается, 75% стоимости возводимых ими объектов без учета прибыли никак с самим строительством не связано. Доступное жилье возможно, но при одном важном условии, которое Дворкович сформулировал так: «Просто чиновникам нужно перестать брать взятки, откаты и уводить деньги на левые контракты».

Короче говоря, как многое в нашем отечестве, жилищная политика неэффективна из-за коррупции. Муниципальные земли остаются главным ресурсом не только политического влияния и экономического выживания регионов, но и чудовищной коррупции местных властей. Без откатов не может начаться практически ни одна стройка. И пока это так, в нашей стране массового строительства и доступного жилья не будет. И ни ипотека, ни какие-либо другие схемы финансирования строительства не заработают.

Чиновники извлекают немалую теневую ренту от приватизации муниципальных земель, которые затем становятся предметом спекуляции. Эта же земля для региональных властей является главным источником пополнения бюджета. Поэтому-то мы вынуждены покупать жилье по цене в среднем в  два раза выше себестоимости.

Сегодня стало довольно ясно, что собирания земель в особый федеральный фонд недостаточно. Видимо, надо также подумать о том, как выжить муниципалитетам, не прибегая к спекуляции землей. Их бюджеты можно было бы пополнить, если отдать в их распоряжение, скажем, налог на прибыль. Это помогло бы решить и проблему с коррупцией, поскольку с налогов не так просто извлечь теневую ренту.

Вторым инструментом преодоления жилищного кризиса может стать ограничение прав частной собственности на землю. Коррупция и спекуляция землей — проблемы далеко не новые. И многим удавалось с ними эффективно бороться. В послевоенной Западной Германии, например, чтобы запус­тить программу строительства массового жилья, государство заговорило с собственниками на языке ультиматума — уж слишком велики были социальные риски. Если земля, нужная под застройки, находилась в частном владении, собственнику ставили условие: либо ты строишь здесь жилье сам по параметрам, определенным государством, либо продаешь землю по той цене, которую мы, то есть государство, тебе назначим. При такой жилищной политике в ФРГ не было ни искусственного дефицита земли, ни спекулятивной активности.

Удешевление земли с инфраструктурой должно стать в центре жилищной политики на нынешнем этапе. Перелом в лучшую сторону возможен. Но для этого нужно принимать политические решения и ломать сложившиеся структуры управления и уродливые формы финансирования местных и региональных властей. Судя по всему, решения будут приняты очень скоро. Не случайно столь сдержанный человек, как Дворкович, выразился так резко: «Государство должно быть, наверное, расстреляно за качество управления активами».