Дорогое искушение

Актуально
Москва, 26.11.2009
«Русский репортер» №45 (124)
В Санкт-Петербург на этой неделе пришел французский десантный корабль «Мистраль». Это своего рода смотрины — Министерство обороны решительно настроено купить его примерно за $500 млн, а еще три таких же построить на российских верфях. Спору нет, корабль хороший, вот только не вписывается в российскую военную доктрину и размеры армейского бюджета

Российская армия постепенно отходит от принципа самообеспечения оружием и техникой. Кого-то это пугает, но начальник российского Генштаба Николай Макаров, наоборот, считает, что время сейчас такое: абсолютно все вооружение производить самим на уровне мировых стандартов нельзя, что-то можно и закупать. В этом есть свои резоны.

Российская армия во многом живет на советском багаже, а корабли-авианосцы в СССР умели строить только в украинском Николаеве. «В судостроении мы никогда не имели ничего приличного, — говорит военный эксперт Александр Гольц. — А при покупке “Мистраля” мы получаем абсолютно современный корабль, в решении которого использованы самые последние технологии». И это правда: корабль современный. Весь экипаж 200-мет­рового судна — 160 человек (на меньшем по размерам советском вертолетоносце «Москва» служили 850 моряков). Он может нести на борту до 16 вертолетов, бронетехнику, десантные катера и 450 солдат. Тем не менее, у большинства людей военных необходимость покупки «Мистраля» вызывает ряд сомнений.

Сомнение первое: корабли этого типа состоят на вооружении только во Франции, а тендеры на их поставку в Австралию и Бельгию были проиграны.

Сомнение второе: «Мистраль» создавался под западную военную доктрину, одно из положений которой — присутствовать в отдаленных точках планеты и иметь возможность проводить там десантные операции. Нам «Мистраль» может понадобиться разве что в случае новой войны с Грузией — командующий ВМФ Владимир Высоцкий недавно заявил, что, если бы такой корабль был у российского флота в прошлом году, высадка десанта в Грузии заняла бы не 26 часов, а 40 минут.

Сомнение третье заключается в том, передадут ли нам права на использование французских технологий и постройку трех кораблей на российских верфях. Велик риск повторения истории с Оpel, когда продать хотели, а технологиями делиться — нет. Тем более что Франция — член НАТО. «Независимое военное обозрение» приводит причину, по которой сорвалась поставка «Мистралей» в Австралию: дело как раз в том, что французы не захотели передавать производство на австралийские верфи.

Сомнение четвертое — деньги. Флот из четырех «Мистралей» обойдется никак не меньше $2 млрд. Это больше годового бюджета ВМФ России. При этом мы с трудом находим деньги на строительство похожих кораблей: еще в декабре 2004 года на калининградском заводе «Янтарь» заложили большой десантный корабль «Иван Грен». Его строят уже пять лет и будут строить еще как минимум до 2012 года — из-за нерегулярного финансирования.

Все это наводит на мысль, что прогуляться по четырем палубам «Мистраля» и его командной рубке площадью 850 кв. метров петербуржцам и чиновникам Министерства обороны, конечно, стоит, а вот с покупкой всего этого добра, наверное, можно повременить.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №45 (124) 26 ноября 2009
    N45 (124) 26 ноября
    Содержание:
    Воля к действию

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама