Волгоград

Путешествие
Москва, 26.11.2009
«Русский репортер» №45 (124)
В этом городе сотни монументов, обелисков, памятных досок и надписей, посвященных Великой Отечественной и ее героям. И все же в клише «живой памятник военной истории» главное слово, несомненно, «живой»

Написанному на волгоградском заборе верить можно: мы нашли себе временное жилище по телефонному номеру, выведенному на бетонной стене. С неприкрытой пошлостью пространства — алые занавески, минимум мебели, душ в ванной без крана — примирила простодушная просьба владельцев квартиры, двух улыбчивых пацанов в спортивных костюмах:

— Ключи оставьте в почтовом ящике, газеткой прикройте — и порядок.

Из окон нашей съемной квартирки отлично видна была Родина-мать. Когда-то именно в этом районе Сталинград терял своих лучших бойцов. Здесь же «санитарные захоронения» немцев — кости тридцати тысяч солдат поверженной армии: сегодня их останки скрывают выжженная солнцем трава и бетонные коробки высоток.

Мы спустились по лестнице с последнего этажа панельного дома. У приоткрытой двери, прислонившись к побеленной стене, стояла потерянная старушка: «Скажите, в каком я городе?» Ответили как есть: «В Волгограде». Тревога на ее лице морщинками разбежалась в улыбку: «Слава богу!»

Первым делом, естественно, поспешили на Мамаев курган. Самый длинный город России растянулся вдоль Волги на 90 километров, поэтому лучший транспорт для передвижения по Волгограду, конечно, автомобиль. За руль здесь садятся смолоду, так что даже робкая попытка пристегнуть ремень безопасности может оскорбить водителя: «Ты что, мне не доверяешь? Да я всю жизнь за рулем!»

Впрочем, мы решили обойтись без такси и доехать до кургана на местной транспортной диковинке, которую все здесь называют просто «метро». Станции действительно расположены под землей и оформлены по всем законам жанра:

матовые указатели, помпезные лестницы, гранитная облицовка. Однако вместо электропоезда из тоннеля выкатывается старенький, почти музейный скоростной трамвай, который вдобавок между станциями выныривает на поверхность.

Пока ехали, начали понимать: Волгоград — город архитектурных контрастов. Закончились панельные дома, пошли деревянные частные домишки, яблони, черешни, абрикосы. Пара минут — и снова индустриальный пейзаж.

Сам Мамаев курган — стратегическая точка: Волгоград отсюда как на ладони. Вдоль мемориального ансамбля, уже основательно придавленные монументальным величием Площади героев и Зала воинской славы, мы направились к главной скульптуре. Родина-мать — это лишь часть триптиха: в Магнитогорске рабочий передает бойцу только что выкованный меч, Родина-мать поднимает его над Волгоградом, а солдат-побе­ди­тель опускает его в Берлине. Символ, знакомый с детства, но только у подножия этой 85-мет­ровой громады чувствуешь: история — это здесь и сейчас.

Чтобы разбавить горьковато-свинцовый привкус военной памяти, поплыли на другой берег Волги: речной трамвайчик несколько раз в день отходит от одетой в сталинский ампир набережной. Река, даже в самой узкой своей части кажущаяся огромной, вольно извивается среди скудного степного пейзажа. Отсюда Волгоград кажется удивительно зеленым и молодым, таким его и хочется вспоминать.

Как добраться

Из Москвы поездом с Павелецкого вокзала дорога займет примерно сутки. Из Санкт-Петербурга с Московского — на восемь часов дольше.

Где остановиться

Гостиниц много. Две лучшие — с характерными названиями «Волгоград» и «Интурист» — в пяти минутах от привокзальной площади. Дорого, зато в самом центре.

Где поесть

Летом уютные открытые террасы ресторанов располагаются на Аллее героев и вдоль набережной Чуйкова. Зимой там же, но уже под крышей и в тепле.

Что посмотреть

Планетарий на улице Гагарина, подаренный городу тружениками ГДР в преддверии 70-летия Сталина. Кстати, единственный в Нижневолжском регионе.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №45 (124) 26 ноября 2009
    N45 (124) 26 ноября
    Содержание:
    Воля к действию

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама