Цена асфальта

Тренды
Москва, 03.12.2009
«Русский репортер» №46 (125)
В ноябре Госдума чуть было не удвоила ставку транспортного налога, который до сих пор остается более-менее символической платой за карточку под лобовым стеклом. В России он привязан к типу автомобиля, а не к пробегу или ущербу окружающей среде — маршрутки, автобусы и грузовики платили за свое коммерческое предназначение и раньше. А тут под ударом оказались владельцы «лад» и «копеек», особенно те, у кого руки не доходят сдать старенькую машину в металлолом

Во многих странах его называют «дорожным налогом» — имея в виду, что все водительские деньги уходят на поддержание в пристойном состоянии асфальта, светофоров, разметки и дорожной полиции. Про Россию ничего такого сказать нельзя: налог поступает в единый бюджет, местный или федеральный, а потом власти решают, сколько именно потратить, к примеру, на новые развязки. Так обычно устроены налоги на собственность, точнее, на роскошь: накопил на автомобиль — значит, платежеспособен и готов поделиться. А куда пустить деньги, государство разберется само.

В зависимости от государственных приоритетов логика транспортного налога бывает разной. Самый честный подход практикуют, похоже, в Сингапуре: там государство прямо дает понять, что автовладельцы мешают ему развиваться. На участке суши, который по площади меньше Москвы, негде разместить гору самодвижущегося железа, и власти делают все возможное, чтобы эта гора нарастала как можно медленнее. Все налоги откровенно заградительные, а тем, кто продает автомобиль за рубеж, еще и приплачивают.

Почти всегда за транспортным налогом маячит тень экологов. Пока государства не научились продавать друг другу квоты на парниковые газы, схему обкатывают на частных авто­владельцах: налог напоминает, что воздух стоит денег. Во многих местах плату соотносят с количеством CO2, которое автомобиль выбрасывает в атмосферу, приближая тем самым глобальное потепление.

Наконец, бывает и просто плата за прокат асфальта: там, где существует параллельная сеть частных и государственных дорог, карточка под стеклом нужна только на последних. Если кому-нибудь в Австрии взбредет в голову из прин­ципа выбирать только частные шоссе, за неуплату налога с него не спросят.

Фото: Alamy/Photas;  ©Honda Motor; Daimler AG;  ©GM Corp.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №46 (125) 3 декабря 2009
    Террор
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама